Открытие советско-канадского совместного предприятия "Москва - Макдональдс". Фото: Олег Булдаков /Фотохроника ТАСС

Открытие советско-канадского совместного предприятия "Москва - Макдональдс". Фото: Олег Булдаков /Фотохроника ТАСС

Чуть менее чем 59 лет назад в московских Сокольниках состоялись кухонные дебаты – знаменитая перебранка о бытовых преимуществах американского капитализма над постсталинским социализмом между Никитой Хрущевым и Ричардом Никсоном, тогда вице-президентом США, готовящимся выставить свою кандидатуру от Республиканской партии. Конечно, в конце 1950-х не было твиттера и ютьюба. Зато силу набирало телевидение – по крайней мере, в Соединенных Штатах. Никсон понимал, что эту беседу увидят по телевизору миллионы избирателей, писал биограф Хрущева Уильям Таубман, и вынужден был реагировать на бесцеремонное бахвальство советского генсека. Хрущев посетил павильон телекомпании RCA с цветными телекамерами и мониторами, а затем – шестикомнатное ранчо с «чудо-кухней», полной сияющей ультрасовременной утвари. В CCCР таких машин тоже полно, на голубом глазу заявил Хрущев. И вообще: Советский Союз вот-вот поравняется со Штатами и «сделает им ручкой».

История как будто повторяется. Обсуждаемый запрет американских товаров – от хай-тека до виски – не просто очередное проявление зеркальной дипломатии. Это в значительной мере попытка доказать хозяйственную самодостаточность системы. Навязчивая идея догнать и перегнать Америку, не принимая при этом ценностей американской демократии и институтов свободного рынка, все еще жива – и в этом легко убедиться, если обратить внимание, как часто руководители страны сравнивают российские достижения с американскими.

В контексте перевооружения российской армии об этом приходится слышать постоянно: деньги, потраченные на американскую систему ПРО, как мы знаем из недавнего заявления хозяина Кремля, «выброшены на ветер», а российские истребители настолько хороши, что превосходят американские. Но российская власть все больше ощущает превосходство перед американцами и «в народном хозяйстве, научных исследованиях и других мирных областях», как в былые времена сказал бы диктор Гостелерадио СССР. «Стоимость мобильного трафика в 10 раз дешевле, чем в США», – читаем мы в презентации по итогам шестилетней работы правительства Дмитрия Медведева. Премьер доволен качеством российского образования, поэтому гордо сообщает, что российские школы лучше американских. Зная слабость российских чиновников, смекалистые разработчики, демонстрирующие им образцы своей продукции, считают важным подчеркнуть ее преимущества перед американскими аналогами.

Тем временем рассуждения о закате и мнимом могуществе американской экономики становятся общим местом в прокремлевских СМИ. Газета «Известия», как и в старые добрые времена, утирает нос американцам, акцентируя внимание на значительном дефиците США в торговле с Россией. По словам неназванных экспертов, на которых ссылается издание, дисбаланс объясняется «слабой конкурентоспособностью американских товаров». Иными словами, Россия уже достаточно сильна, чтобы отказаться от слабой американской продукции, а вот по экономике США, напротив, будет нанесен «весьма чувствительный» удар. Можно ли всерьез относиться к подобной версии? Посмотрим на графики.