Дональд Трамп назначил Джареда Кушнера советником по Ближнему Востоку сразу же после своего избрания. У 36-летнего зятя Трампа, как отмечает New Yorker, не было опыта ни в дипломатии, ни в ближневосточной политике. Ранее он управлял недвижимостью в Нью-Йорке и Нью-Джерси, а также таблоидом Observer. Впрочем, один из работавших с Кушнером чиновников из Минобороны США сказал журналу, что не стоит недооценивать советника: «Он не кабинетный ученый, он получил свои знания из первых рук. Можно прочитать кучу книг, но у тебя не будет такого образования, какое можно получить, общаясь с Киссинджерами и Петреусами всего мира».
Обсудив с представителям Совета национальной безопасности США ситуацию на Ближнем Востоке, Кушнер пришел к выводу, что американскими «якорями» в регионе остаются Израиль и Саудовская Аравия и без последней добиться успеха там невозможно. Это означало пересмотр политики, которую поддерживал Барак Обама. Предыдущий президент США держал саудовцев на расстоянии, выступая против их репрессивной внешней политики и агрессивной позиции по отношению к Ирану. Обама надеялся установить баланс в отношениях Эр-Рияда и Тегерана. Трамп и Кушнер, в свою очередь, хотели максимально сблизиться с Саудовской Аравией.
31-летний принц Мухаммед бин Салман считается одним из самых влиятельных людей в королевстве. Он старается диверсифицировать экономику страны, снизив ее зависимость от нефти, а во внешней политике не склонен к компромиссам. Так, недавно он сравнил высшего руководителя Ирана аятоллу Али Хаменеи с Адольфом Гитлером. Вопрос в том, по-настоящему ли стремится бин Салман к реформам или использует эту риторику, чтобы консолидировать власть в своих руках.
Источники New Yorker сообщили, что Кушнер и бин Салман быстро сблизились и нашли общий язык. Кушнеру было прекрасно известно, что принц вовлечен в довольно запутанную битву за престолонаследие. С 1953 года Саудовской Аравией управляли 6 братьев – сыновья короля Абдул-Азиза аль Сауда. При жизни он хвастался, что взял в жены не менее 135 девственниц и оставил после себя 42 сына и 55 дочерей. После его смерти в 1953 году престолонаследие в королевстве происходило по принципу старшинства по мужской линии – то есть трон занимал младший брат короля, а не его сыновья. В 2015 году, когда скончался король Абдалла (правивший королевством с 2005 года), трон занял его брат Салман, а наследным принцем стал Мукрин, самый младший из ныне живущих сыновей короля Абдул-Азиза. Салман заслужил репутацию безжалостного управленца. Спустя почти год после того, как он занял трон, он лишил своего брата звания кронпринца, заменив его своим племянником Мухаммедом бин Наифом.