Человеческий мозг реагирует по-разному на исполнение музыки профессионалами или любителями – повышенные или пониженные ожидания перед прослушиванием активируют разные участки мозга. К такому выводу пришла группа исследователей из нескольких университетов США. Их работа опубликована в Scientific Reports, кратко ее результаты пересказывает Science Daily.
Общеизвестно, что завышенные ожидания или предубеждения играют большую роль в оценках, которые люди дают чему-либо. Это много раз подтверждалось исследованиями в различных областях – от искусства (люди чаще говорят, что им нравится картина, если считают, что она написана мастером) до еды и напитков (предпочтение отдается более популярным брендам). Это касается и музыки: в 2007 году всемирно известный скрипач Джошуа Белл сыграл на скрипке Страдивари в метро Вашингтона, выдавая себя за обычного уличного скрипача – большинство людей проходили мимо, не заинтересовавшись его игрой.
В новом исследовании ученые решили выяснить, какие именно области мозга отвечают за восприятие более и менее качественного исполнения музыки. В рамках эксперимента 20 участников без музыкального образования слушали в произвольном порядке пары 70-секундных музыкальных фрагментов. Участникам заявили, что один фрагмент из каждой пары сыгран студентом консерватории, а второй – всемирно известным профессиональным пианистом.
При прослушивании участники оценивали степень своего удовольствия от музыки по шкале от 1 до 10 и указывали, какой из фрагментов в каждой паре они предпочитают. В это время их мозг сканировался с помощью фМРТ для получения данных от областей мозга, связанных со слуховой обработкой, удовольствием и вознаграждением, а также с когнитивным контролем.
Проанализировав результаты, ученые обнаружили, что у испытуемых, которым больше нравились профессиональные фрагменты, было больше активности в первичной слуховой коре, а также в областях мозга, отвечающих за удовольствие и получение награды. При этом активность начиналась еще до начала звучания музыки и продолжала оставаться одинаковой во все время ее звучания – убеждение в профессиональности музыканта заставляло испытуемых больше концентрироваться на звуке и предвзято оценивать его на протяжении всего отрывка.
У тех испытуемых, кто предпочел «студенческие» записи, исследователи обнаружили более высокую активность в областях мозга, связанную с когнитивным контролем и совещательным мышлением – таким образом они пытались противостоять предвзятому мнению и более критически оценивать произведение.
«Наши результаты демонстрируют, что совещательное и энергичное мышление может сыграть решающую роль в преодолении конгитивных эвристик, связанных с социальными стереотипами», – заключают авторы исследования.