Жители Хельсинки. Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Жители Хельсинки. Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Пару недель назад по страницам российской прессы и интернета прокатилась волна публикаций о том, что идею безусловного базового дохода в Финляндии постиг печальный конец. Вот типичные заголовки: «Платить больше не станут. Финляндия отказалась от базового дохода», «Финны перестанут получать безусловный доход от государства», «Финляндия отказалась от идеи безусловного дохода», «Финляндия отказалась раздавать гражданам деньги», «Финляндия отказалась от эксперимента по введению безусловного базового дохода» и т.д., и т.п. Если верить этим заголовкам и заметкам, произошло нечто очень значительное, а именно – коалиционное правительство Финляндии решило не выполнять один из пунктов своей программы, утвержденной при его формировании. Такое событие не могло остаться незамеченным общественностью, и уж в финской-то прессе должно было идти бурное обсуждение новости. Однако я, будучи подписанным в фейсбуке на ленты ряда финских экономических изданий и новостных интеграторов, никаких публикаций на эту тему не встречал, а новость узнал от российского коллеги.

У человека, мало-мальски знакомого с предметом, эти заголовки и тексты не могли не вызвать удивления. Во-первых, все-таки Финляндия – парламентская республика с по-европейски дисциплинированной бюрократией. План эксперимента с базовым доходом был утвержден правительством, а затем и парламентом, для чего был принят специальный закон. Эксперимент должен быть проведен в 2017–2018 годах, деньги на это выделены и включены в годовой бюджет. Как же такое возможно – на заседании правительства отменить все это за несколько месяцев до завершения, не выполнив план, не получив результатов и очевидным образом превысив полномочия? Это же не военная диктатура в стране третьего мира.

Во-вторых, сообщения в российских текстах выглядели странновато. Например, в качестве новости сообщалось: «В Финляндии решили прекратить эксперимент по выплате безусловного дохода». Но как могло правительство принять такое решение в апреле 2018 года, если сроки окончания эксперимента были определены два года назад и утверждены парламентом в конце 2016 года, причем об этом широко сообщалось в прессе, а информация доступна в интернете?

Как оказалось, шумиха по этому поводу не ограничилась российскими СМИ – аналогичные сообщения стали распространяться по всему миру. Финское Агентство по социальному страхованию (Kela) было даже вынуждено 25 апреля опубликовать официальное сообщение под заголовком «В международных СМИ распространяется ложная информация о том, что Финляндия якобы прекращает эксперимент с базовым доходом». То есть получается, что шумиха была поднята вообще на пустом месте? А если не совсем, что же на самом деле произошло и как все это понимать? И откуда вообще возникают такие волны ажиотажа по непонятному, но явно не очень значительному поводу?