В структуре доходов федерального бюджета доля поступлений от нефтегазового сектора традиционно очень велика – около 30%, если подходить с формальной точки зрения, и ближе к 60%, если учитывать сильную корреляцию нефтегазовых доходов с таможенными и налоговыми поступлениями от импорта (легко догадаться, что при падении доходов от экспорта пропорционально сократится и импорт – не за что станет импортировать).
Такая структура предопределяет очень высокую степень связи цены на нефть и курса рубля к доллару: сам объем экспорта (в физических единицах – тоннах или баррелях) уже много лет меняется слабо, и основной источник колебания поступлений от экспорта – изменение цены нефти. Некоторое время связь рубля и нефти была настолько сильной, что прекрасно работала очень простая формула: 3750 рублей (стоимость барреля нефти, заложенная в бюджет)/стоимость барреля нефти в долларах США = курс рубля. Но в последнее время эта связь становится все слабее и слабее, и простые и понятные формулы уже не могут описать связь нефти и курса рубля. Давайте попробуем понять, что изменилось во взаимоотношениях цен на нефть и курса российской национальной валюты.
Причина санкционная
Первая группа причин, которая привела к некоторой отвязке курса рубля от нефти, чисто политическая, она напрямую связана с постепенно усиливающимся санкционным давлением.