Франческо ди Джорджо Мартини. Идеальный город

Франческо ди Джорджо Мартини. Идеальный город

Реформаторы в России, как правило, готовят что-то такое, для воплощения чего нужно «окно возможностей». Но за безопасность окна отвечают другие люди: их задача любой ценой держать окно закрытым. Если есть в истории с новым правительством какая-то драма, то это перемещение Алексея Кудрина из капитана первых в отряд вторых.

На нашей памяти, как минимум с 2012 года, реформаторски ориентированные круги в России пытались решить эту нерешаемую проблему: убедить бессменного лидера в том, что ему нужно что-то вокруг себя менять.

Так или иначе повторялась цепочка рассуждений: чтобы вернуться к развитию, нужны институциональные реформы; чтобы провести институциональные реформы, нужен крепкий мандат правителя; чтобы получить крепкий мандат, нужны выборы, поскольку «окно возможностей всегда возникает сразу после выборов» (из интервью, которое Кудрин дал РБК летом 2015 года). Поэтому и обсуждалась тогда программа президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Сто шагов» и – по примеру того же Назарбаева – проведение досрочных выборов.

Но президента Путина не удалось заразить этой блестящей перспективой. Это объективно трудно, ведь российский президент в принципе не верит, что у проблем бывают внутренние, а не внешние причины. То, что он в принципе держит около себя реформаторов, он сам наверняка считает особым духовным подвигом. Он верит, что построенный им мир прекрасен, но, признавая греховность своей человеческой природы, как покаянные каноны прочитывает стратегии развития – 2020, 2030, 2040 и т.д.

Судьба реформатора

Реформатор поэтому ни на секунду не должен забывать напоминать президенту, что является для власти другом, а не врагом. Ведь любая из придворных партий с легкостью представит перспективные идеи как подрывные.

И так было со всеми реформаторами при всех царях, генсеках и президентах, если реформаторы сами не были носителями верховной власти (как Петр I или Александр II). Так было с Алексеем Адашевым и священником Сильвестром, Василием Голицыным, Михаилом Сперанским, Сергеем Витте, авторами «косыгинских реформ» и вдохновителями множества других задуманных, но отложенных или не доведенных до конца преобразований.