Сторонники Николоса Мадуро на площади Каракаса. Фото: Carlos Garcia Rawlins / Reuters

Сторонники Николоса Мадуро на площади Каракаса. Фото: Carlos Garcia Rawlins / Reuters

В Венесуэле при рекордном неучастии граждан прошли внеочередные выборы президента страны. Согласно заявлению бессменной Тибисай Лусены, главы избиркома, Николас Мадуро переизбран на пост президента страны на период 2019–2025 (выборы досрочные, 2018 год Мадуро доправит по старому мандату). За него отдали свои голоса 67% пришедших на участки. По официальным данным, явка на выборах составила 46% от 20 млн зарегистрированных избирателей, но этим данным мало кто верит. Многочисленные видеосвидетельства, подсчеты гражданских активистов дали возможность «Широкому фронту Свободная Венесуэла» заявить о реальной явке в пределах 20% избирателей. Кадры и репортажи от пустых или полупустых избирательных участков в разных городах страны обошли интернет, как и доказательства фактов продажи некоторыми своих голосов за продуктовые наборы по программе «сarnet de la Patria» («удостоверение Родины»). Итоги выборов заранее отказались признать легитимными подавляющее большинство стран-участниц Организации Американских государств, США и Евросоюз.

В ответ на «развернутую кампанию травли Венесуэлы империалистами и их клевретами» власть постаралась мобилизовать представителей мирового левого истеблишмента. Приглашенный властями в качестве международного наблюдателя бывший премьер-министр Испании, социалист Хосе Родригес Сапатеро с эскортом телохранителей прибыл посмотреть на работу пустого избирательного участка в столичном муниципалитете Чакао. Но ретировался, будучи освистан вышедшими на улицы жителями: «Пусть едет к себе в Испанию, у него не получилось там сделать коммунизм, теперь он приехал сюда к нам».

Но главные друзья Мадуро – кубинцы. Благодаря кубинскому примеру слово «коммунизм», как теперь и «социализм», у большинства венесуэльцев ассоциируется с дефицитом, нищетой и отсутствием гражданских свобод. Кубанизация Венесуэлы – неологизм, появившийся в словаре испаноязычных политологов в начале двухтысячных, на заре национализаций и экспроприаций, которые проводил Уго Чавес, «расчищая дорогу к социализму XXI века». Сейчас кубанизация уже не кажется только гипотезой из жаргона политфутурологов.

Социализм XXI века

К международному дню трудящихся Мадуро торжественно увеличил МРОТ до 2,5 млн боливаров, что по рыночному курсу чуть больше $3, а по официальному – $35. С 2003 года в стране существует два курса обмена национальной валюты – официальный, устанавливаемый центробанком страны, и реальный – отражающий темпы инфляции. Известно, что огромная часть кубинцев существует на денежные переводы от когда-то уехавших и обосновавшихся за рубежом родственников – теперь так же живут и венесуэльцы, только за прошлый год около миллиона человек перевели из-за рубежа своим родственникам в страну $1,5 млрд. Накануне выборов венесуэльские власти решили взять этот ручеек валюты под свой контроль. До недавнего времени получатели меняли эти переводы по рыночному «черному» курсу – на сегодня более 800 тысяч боливаров за один доллар. Две недели назад Sudeban (Суперинтендантство институций банковского сектора) объявил, что теперь все переводы должны проходить через авторизованные пункты и конвертироваться в боливары по официальному курсу – 70 тысяч за 1 доллар – в 12 раз ниже рыночного (купить по этому курсу доллары у государства гражданин, конечно же, не может). Удобнее пользоваться для переводов криптовалютами – в интернете без проблем меняют биткоины на безналичные боливары по рыночному курсу к доллару.