Евгений Юдин, первый проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана,
о переменах после введения ЕГЭ:Трудно прогнозировать. На ЕГЭ по физике по Москве записалось очень мало народу. Большинство записалось на гуманитарные предметы, тем самым они отрезали себе возможность поступления на технические предметы. Но у ребят еще есть возможность сдать недостающие предметы во второй волне, если они захотят для себя рассматривать какой-либо запасной вариант. Запишутся они или нет, это предугадать невозможно.
К сожалению, уже не первый год мы видим, что пороговые значения устанавливаются каждый год на новом уровне. А что такое пороговое значение? Это фактически двойка. Эти пороговые значения будут устанавливать только тогда, когда проведут само ЕГЭ. То есть двойка определяется по итогам статистики из 900 тысяч. Фактически ребята могут поступать с двойками по знаниям.
В этом году отменили правило «плюс один», когда двоечникам прибавляли один балл, но в этом году появилась возможность пересдач. Но как будут сдавать на пересдачах, тоже не ясно. В прошлом году при стопроцентном проведении ЕГЭ по математике пороговое значение было установлено на уровне 24 баллов, 25% выпускников сдали предмет на двойку. По практике физику всегда сдают хуже, чем математику.
Несмотря на то, что мы могли устанавливать уровни для поступления сами, то есть выше, чем порог, принято решение, что мы будем работать с теми уровнями, которые установит Рособрнадзор. Никаких претензий к нам, что мы завышаем требования, быть не может. Исключение составят только суперпопулярные специальности, там мы решили установить порог на 10% выше.
Мы ждем большой процент ребят – победителей олимпиад, они должны сдавать ЕГЭ, но они должны его сдавать для аттестата. Также мы ждем большого наплыва иногородних студентов с высокими проходными баллами.
Сегодня можно подать документы в любые вузы практически на все специальности. Получается абсурдная ситуация, абитуриент только в МГТУ может подать 150 заявлений: 75 на бюджетные и столько же на платные отделения. Можно подать и в другие вузы, есть только одно «но». У вас должны быть сданы ЕГЭ по тем предметам, которые установило министерство для поступления на эти специальности. Если у меня есть, условно говоря, ЕГЭ по русскому, математике, физике, то я могу подать заявление и участвовать в конкурсе во всех вузах, которые принимают с таким набором ЕГЭ, ничего не ограничивает. Это новая позиция ведет к перестройке работы приемной комиссии, чтобы эти условия реализовать.
Конкурс будет, скорее, виртуальным. Заявлений может быть подано множество, а оригиналы можно будет принести только в одно место. Если абитуриент с высокими баллами подал документы на 10 специальностей, а учиться будет только в одном месте, то 9 мест останутся свободными. Мы должны найти алгоритм, чтобы этот вопрос решить. Может быть, этот человек и вовсе в другой вуз уйдет, а мы будем ждать, беречь для него место. Это специфика этого года, мы так раньше никогда не работали. Поэтому правила приема теперь подразумевают проведение нескольких туров зачисления. Первый тур будет 4 августа, второй – 12, третий – 21. Это дает абитуриенту максимальный выбор.
Проблема заключается в том, что нам нужны не просто люди, которые изъявили желание учиться, нам нужны те, кто сможет потом соответствовать нашим требованиям. ЕГЭ сам по себе – это довольно внешняя оценка. Люди подстраиваются под ЕГЭ, адаптируются под него, но от этого школа лучше готовить школьников не станет. Нужно поднимать уровень образования в школе, тесты – это самый примитивный способ отчета. Необходимо учить школьников работать творчески, чтобы у них не возникло проблем, когда они придут учиться в вуз. У школьников не хватает самостоятельности. Это проблема глобальная, и ее ЕГЭ не решишь.