Christian Hartmann / Reuters
Найти потерянную картину Леонардо да Винчи – все равно что наткнуться на золотую жилу: всего в мире существует лишь пара десятков его работ, и одну из них недавно продали за рекордную сумму – $450,3 млн. Картины Леонардо стали своего рода «культурной валютой», если, конечно, подтверждается их подлинность. Но можно ли со стопроцентной уверенностью говорить об авторстве Леонардо в отношении той или иной картины? На этот вопрос в эссе для Aeon отвечает искусствовед и эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни.
В марте 2016 года в парижском аукционном доме Tajan появился пожилой доктор, он принес 14 работ, собранных его отцом. Картины осмотрели местные эксперты, и один из них – Патрик де Бейзе – обнаружил, что рисунок «Святой Себастьян» явно принадлежит кисти Леонардо да Винчи. По тому, как были прорисованы тени, эксперт отметил, что работа была создана левой рукой. Известно, что левшой был сам Леонардо, а все его ученики писали правой рукой. То, что среди тех, кто был способен подделать рисунок такого уровня, левшей почти нет, стало решающим аргументом для эксперта. Помимо прочего, на обороте рисунка имелись надписи и наброски, сделанные левой рукой.
Потом де Бейзе обратился к одному из ведущих экспертов по творчеству да Винчи – Кармен Бамбах, куратора итальянской и испанской живописи в нью-йоркском Метрополитен-музее. В 2003 году она составила каталог выставки «Леонардо да Винчи: Мастер рисунка». Но каким образом она пришла к своему заключению об аутентичности рисунка?
В последнее время потерянные работы Леонардо появляются на удивление часто. В случае со «Спасителем мира» была проделана большая работа по установлению происхождения картины, включая тщательную экспертизу. Но именно включение полотна в каталог знаменитой выставки в Лондоне стало официальным подтверждением, гарантией ее подлинности.
Dennis Van Tine / Zuma / TASS