Олег Чумаков. Фото: Luden.io

В последние годы изменения в образовании тесно связаны с развитием технологий. С появлением айпада на новый уровень вышла интерактивность, параллельно расцвета достигли онлайн-университеты и образовательные проекты (Coursera, Arzamas, «Постнаука»). Следующая ступень – геймификация с помощью виртуальной реальности. Что если вместо диплома молодые студенты начнут предъявлять достижения из тематических обучающих симуляторов? О том, как скоро игры заменят привычные пары в университете и долгую стажировку в офисах, мы поговорили с Олегом Чумаковым, основателем компании Luden.io, которая выпускает экспериментальные образовательные игры-тренажеры.

– Как вы решили делать образовательные игры с применением VR?

– Идея зародилась в R&D-департаменте Nival (один из старейших российских независимых разработчиков компьютерных игр. – Republic). Мы искали возможность применить накопленный в индустрии опыт. Ощущение, что игры имеют гораздо большее предназначение, чем просто развлекать, витало в воздухе давно. Эволюционно игры – это самая естественная форма обучения. Причем игра это интерактивная симуляция, то есть опыт без каких-то серьезных последствий для здоровья, жизни или бюджета. Почему бы не попробовать покопать в эту сторону?

В тот момент Google еще даже не закрыла Glass (проект Google по созданию очков для дополненной реальности. – Republic), виртуальная реальность только-только появилась, но в целом по ней были неплохие прогнозы. И мы решили: «давайте эти два тренда совместим» – нашу идею про полезность игр и набирающий тренд виртуальной реальности. Так мы выделились в отдельную компанию

Первая наша игра – InMind – была про путешествие в мозге человека, как в фильме с Биллом Мюрреем («Осмосис Джонс». – Republic), когда зрителю показывают процесс лечения изнутри организма. Честно, прогнозы были – ну так себе. Как-нибудь запустимся, посмотрим. И дальше понеслось. Она получила гораздо больше откликов, чем мы планировали, т.е. у нас были дни, когда мы получали 50 тысяч установок в день, органически, без рекламы.

– Вас вдохновляли проекты зарубежных разработчиков?

– Игры, которые чему-то учат человека – это в целом идея, конечно, не новая. Более того, игры так и появились – из процесса обучения и подготовки детей к взрослой жизни. Но, стереотипы сложились к тому времени так: если на игре написано, что она образовательная, то жди, что там тебя будут учить складывать четыре ярких гусеницы с пятью яркими жуками. То есть она совсем детская.

Второй подход: берется знаменитый игровой бренд, например Сivilization (культовая пошаговая стратегия. – Republic), и к нему добавляется отдельная образовательная версия, она называлась CivilizationEDU. MinecraftEDU такая же была. Эти игры имели дополнительные функции – к примеру, учителя централизованно получали успеваемость всех учеников по игровым заданиям. Учитель вместе с детьми оказывается в игровом мире, они что-то в нем создают, играют и т.д.