Продолжая цикл разговоров с российскими интеллектуалами, Егор Сенников пообщался с историком Ильей Герасимовым, редактором журнала Ab Imperio, автором книг «Новая имперская история Северной Евразии» и недавно вышедшей «Plebeian Modernity: Social Practices, Illegality, and the Urban Poor in Russia 1906–1916».

– Хочется начать с довольно общего вопроса. В прошлом году у вас вышла книга «Новая имперская история Северной Евразии». Не могли вы бы рассказать, о чем эта книга и почему вы ее написали?

– Чтобы ответ на ваш вопрос звучал осмысленно для читателей, мне сначала придется обозначить в общих чертах некоторый контекст моей работы и моих коллег и соавторов. Дело в том, что я участник проекта Ab Imperio, который начался почти 20 лет назад. Это независимый международный научный журнал, формулирующий и развивающий направление «Новой имперской истории». В самом общем виде речь идет об изучении общества – в прошлом и в настоящем – как сложной открытой системы (если говорить в терминах термодинамики). Видение и язык описания реальности в социальных и гуманитарных науках до сих пор преимущественно заточены на изучение закрытых систем. В естественных науках они описываются в логике ньютоновской физики XVII века с ее простыми уравнениями. В обществоведении – одномерными внутренне непротиворечивыми нарративами.

Социальное воображение основано на определенной модели представления реальности (эпистеме), общей для всех сфер жизни. Но даже в школе успевают объяснить азы эйнштейновской физики (которой самой уже сто лет): о том, что можно быть одновременно волной и частицей, существовать в разном времени в зависимости от контекста, а позиция наблюдателя напрямую влияет на реальность. А обществоведы все еще мыслят категориями XVII века, только переименовывают «монады» Лейбница в модные «идентичности». Реальность, как показал XX век – она простая, но очень сложно описывается. И именно ее адекватным описанием занимается «Новая имперская история».

Илья Герасимов. Фото: из личного архива