Выступление Рональда Рейгана. Фото: Mal Langsdon / Reuters

Выступление Рональда Рейгана. Фото: Mal Langsdon / Reuters

Сообщения о новых санкциях против России или ограничительных мерах против активов россиян за границей приходят чуть ли не в ежедневном режиме. Если забыть, что послужило поводом для всех этих мер, то можно было бы подумать, что в руководстве США, Великобритании, других западных стран окопались злейшие враги России, которые только и думают, как ей навредить. Мы попали в замкнутый круг: каждое следующее действие страны на международной арене порождает более сильное противодействие. При этом все внешнеполитические решения России воспринимаются через призму ее прошлых шагов, начиная с «мюнхенской речи» Путина в 2007 году и короткой войны с Грузией в 2008-м. Почти в такой ситуации наша страна уже была 35 лет назад.

В 1983 году президент США Рональд Рейган назвал СССР «Империей зла». Почитатели позднего СССР до сих пор не любят его за эту фразу. СССР-1983, конечно, был государством значительно более вегетарианским, по сравнению с собой же образца 1930-х. Но это все еще было царство зла, хоть и на излете. Оно боролось за мировое господство и пыталось, пусть вяло, навязывать другим свой образ жизни.

Получив от Рейгана имя, вскоре «Империя зла» погибла. За последнюю четверть века западные демократии расслабились, привыкли жить в сообществе, где все говорят на одном языке и придерживаются сходных взглядов и ценностей. Есть отдельные отщепенцы типа Ирана, КНДР и фанатиков-исламистов, но глобальный порядок они не подрывают. Теперь, как полагается по сюжету знаменитой космической эпопеи, империя реинкарнировалась и снова атакует. Ее еще не назвали «Империей зла», но в последнее время дело идет к этому с пугающей скоростью.

Это неприятная и временами опасная атака – но это атака клонов. Буквально как в «Звездных войнах». Нынешняя атака одновременно и сильнее, и слабее прежней. Слабее потому, что у коммунистов была идеология, привлекательный для многих граждан мира образ будущего. За нынешними наследниками той империи никакого образа будущего нет – даже такого, какой можно было бы предложить самим россиянам. Какое там будущее, если российское здравоохранение не отвечает своему названию, а в провинции разруха?

Но это же обстоятельство делает атаку клонов более опасной для западного мира – ведь идеализм лишь мешает действовать прагматически и цинично. Реалистов, циников, поклонников грубой силы, людей, разуверившихся в возможностях капитализма и демократии, по всему миру достаточно много. А клоны быстро обучаются диверсиям в мире интернета и соцсетей, когда не обязательно сбрасывать на чужую территорию бомбы – можно устроить локальный апокалипсис, взломав сайт поставщика электричества или государственного агентства, организующего выборы.