Фото: Oscar Keys / Unsplash.com

Фото: Oscar Keys / Unsplash.com

Отношение к интуиции очень неоднозначно: кто-то считает, что на нее нельзя полагаться, кто-то – что только ей и можно доверять. В современном мире с его доступом к информации, большими данными и алгоритмами, которые могут вычислить и просчитать почти что угодно, многие убеждены, что «у меня такое чувство» – слишком ненадежный аргумент. И все же интуиция – не просто эмоциональная реакция, не сочетающаяся с логикой. Это ощущение, которое мы не в состоянии толком объяснить, – тоже форма обработки информации, которую проводит наш мозг.

У человека есть две «операционные системы». Одна быстрая, инстинктивная, ее решения нередко даже не фиксируются сознанием – она контролируется так называемыми лимбическим (эмоциональным) и «рептильным» мозгом. Эти части – самые древние, развились первыми, аналогичные функции выполняет мозг рептилий и млекопитающих. Вторая «операционная система» медленнее, она принимает решения на основе осознанного анализа; ее контролирует «новая» часть мозга, неокортекс, которая в развитом виде имеется только у людей. То, что мы называем интуицией, – часть первой системы, которая действует так быстро, что мы не успеваем понять, откуда берется ответ, который она дает. Но все же это – результат большой работы мозга, итог постоянного сравнения новых входных данных с уже имеющимися и попытки предсказания того, что будет дальше.

Несмотря на то, что «шестое чувство» кажется не слишком научной концепцией и чем-то с трудом поддающимся измерению, интерес к этой теме сегодня очень велик. Интуиция – одна из сил, влияющих на принятие человеком решений, и ее объяснение актуально для огромного количества областей от нейробиологии до экономики. Исследования последних лет помогают понять, нужно ли пренебрегать интуицией и можно ли ее тренировать.