Аррон Бэнкс

Аррон Бэнкс

Reuters

Миллионер Аррон Бэнкс, крупнейший спонсор кампании за выход Великобритании из Евросоюза (Brexit), оказался связан с Россией и неоднократно контактировал с российскими официальными лицами до и после референдума. Об этом пишет The Sunday Times, которая получила доступ к электронной переписке бизнесмена.

В частности, как узнала газета, Бэнкс трижды встречался с российским послом в Великобритании Александром Яковенко, причем о двух встречах ранее не сообщалось. Об одной из встреч с Яковенко – в Лондоне в сентябре 2015 года – сам Бэнкс рассказал в книге The Bad Boys of Brexit.

По данным издания, Яковенко предлагал бизнесмену поучаствовать в сделке, касающейся «шести золотых рудников в Сибири», которыми владел российский предприниматель Сергей Поваренкин. Посредником при организации встреч выступал дипломатический работник Александр Удод – он уехал из Великобритании после высылки дипломатов РФ из-за дела об отравлении экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери.

После публикации The Times министр британского Кабинета Дэвид Лидингтон призвал провести расследование связей Бэнкса. Как передает Reuters, бизнесмену предстоит дать показания во вторник, 12 июня.

Когда Бэнкса спросили, получал ли он когда-либо поддержку или деньги от России на кампанию по Brexit, он засмеялся и ответил: «Конечно, нет. Если бы получал, я до сих пор ждал бы чек». Бизнесмен добавил, что вся публикация The Times – чушь, а вся ситуация напоминает охоту на ведьм. По словам Бэнкса, во время кампании сторонники Brexit встречались «не только с русскими», но и, например, с представителями Госдепартамента США. «Так что уж если мы российские шпионы, то должны оказаться и американскими шпионами тоже», – подчеркнул бизнесмен.

Летом 2016 года более половины британцев выступили за выход страны из ЕС. В том же году президент России Владимир Путин говорил, что Москва в Brexit «не вмешивалась, не вмешивается и вмешиваться не собирается», так как «это выбор подданных Великобритании». Осенью 2017 года в Великобритании обсуждался вопрос о возможной попытке России через социальные сети повлиять на общественное мнение в связи с Brexit – в парламенте сделали соответствующий запрос в Facebook и Twitter.

В Facebook в конце 2017 года отчитались о результатах расследования: по данным социальной сети, «связанная с Россией организация», ответственная за вмешательство в выборы в США, была активна и в период перед референдумом по Brexit. За два с половиной месяца до референдума, 470 аккаунтов, «связанных с Россией», купили три рекламы, которая обошлась им в $0,97. В январе 2018 года Facebook пообещала расширить расследование, связанное с возможным вмешательством России в референдум по Brexit.

Что еще почитать

  • Образ Путина-отравителя. Что делать, если англичане ведут себя как украинцы? В деле Скрипаля главная проблема России – отсутствие какого-нибудь второго, кроме нее, убедительного претендента на роль основного подозреваемого.
  • Тереза Мэй против Владимира Путина. Взгляд из Британии. Первое, что бросается в глаза при анализе речи премьер-министра в связи с «делом Скрипалей»: неизбежность и необходимость серьезного пересмотра отношений с Россией ввиду даже не самого факта произошедшего теракта (притом что разумной альтернативной версии не просматривается), а продемонстрированного Россией «полного презрения к серьезности» этого преступления (с пострадавшими обычными британскими людьми), которое повергло страну в шок.
  • «Настоящий прогресс». Великобритания и ЕС завершили первый этап переговоров по Brexit. В ходе встреч сторонам удалось договориться по трем ключевым вопросам: финансовым обязательствам Великобритании, ирландской границей и правам граждан.