Ангела Меркель и Дональд Трамп на саммите G7 в Ла Мальбе. Фото: Jesco Denzel / DPA / TASS

Ангела Меркель и Дональд Трамп на саммите G7 в Ла Мальбе. Фото: Jesco Denzel / DPA / TASS

Ради встречи с Ким Чен Ыном Дональд Трамп досрочно покинул саммит G7. В Канаде он успел подтвердить свою позицию по тарифам на алюминий и сталь и пожелать, чтобы в клуб вернулась Россия. Обидевшись на премьера Канады, Трамп не стал подписывать традиционный меморандум, дав почву для шуток про G6+1. Американский президент ставит под угрозу не только структуру международной торговли, но и сложившуюся за долгие десятилетия систему альянсов.

Удар по союзникам

Когда Трамп во время предвыборной кампании говорил о необходимости введения внешнеторговых тарифов для защиты внутреннего производителя многие не воспринимали это всерьез: во-первых, он не станет президентом, во-вторых, даже если и станет, то вокруг будут люди, которые ему объяснят, что ущерб от этого решения превысит выгоды. Не объяснили. Министр торговли Уилбур Росс и министр финансов Стивен Мнучин публично заявляют, что политика Трампа по тарифам не нанесет ущерба экономике. Директор Национального экономического совета в Белом доме Гари Кон за пару дней до первого указа по тарифам ушел в отставку.

Последнее обострение отношений между США и их союзниками началось 8 марта, когда Трамп подписал указ о намерении ввести 25%-ный тариф на импортируемую в США сталь и 10%-ный – на алюминий. Поначалу многие восприняли это как переговорный прием, и действительно, в указе содержалась лазейка для партнеров, которые могли обратиться к американскому правительству с просьбой об исключении из сферы действия указа. 31 мая Трамп ввел тарифы на сталь и алюминий, импортируемые из ЕС, Канады и Мексики.

Поблажку от Трампа удалось получить Австралии, которая заявила о добровольных ограничениях экспорта стали в США. При этом велась активная лоббистская кампания со стороны бизнеса. Один из крупнейших стальных концернов Австралии BlueScope Steel заплатил $120 тысяч лоббистской фирме Capitol Hill Consulting Group. Один из ключевых аргументов BlueScope заключался в том, что американский рынок стали разделен Скалистыми горами и если бы калифорнийскому заводу этой компании пришлось заменить австралийскую сталь сталью из Огайо, транспортные расходы выросли бы в три раза.

Комментируя решение Трампа по тарифам, сенатор-республиканец от Небраски Бен Сасс заявил: «Это тупо. Европа, Канада и Мексика – не Китай, вы не обращаетесь с союзниками таким же образом, каким вы обращаетесь с оппонентами. Мы проходили по этой дороге ранее. Протекционизм – одна из причин Великой депрессии. “Сделай Америку снова великой” не должно означать “Сделай снова Америку 1929 года”».