Матч AlphaGo — Ли Седоль в Сеуле. Фото: Seung Il Ryu / Zuma / TASS

Матч AlphaGo — Ли Седоль в Сеуле. Фото: Seung Il Ryu / Zuma / TASS

Краткий пересказ книги Эндрю Макафи и Эрика Бринолфсона «Машина, платформа, толпа. Как подготовиться к нашему технологическому будущему» (Machine, Platform, Crowd: Harnessing Our Digital Future. W. W. Norton & Company, 2017).

Контекст

Эндрю Макафи и Эрик Бринолфсон – сотрудники Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте (MIT). Их первый совместный труд о технологиях – «Второй век машин» – вышел в 2014 году и сразу стал бестселлером. Он рассказывал о происходящей на наших глазах цифровой революции и о том, что от нее ожидать. «Машина, платформа, толпа» подхватывает эту тему. Здесь ученые прогнозируют тренды ближайших лет, о которых необходимо знать, чтобы удержать бизнес на плаву.

Тройная революция

В 2016 году алгоритм AlphaGo победил нескольких чемпионов по го. До этого игра считалась чрезвычайно сложной для компьютера: слишком много комбинаций, из которых невозможно выбрать некоторое число удачных (обычно именно так кодируются программы для игр). Даже мастера признают, что нельзя полностью понять игру. Поле для го состоит из 361 клетки, на каждую из которых можно поставить камень. Цель – «запереть» как можно больше камней противника, и для этого недостаточно просто знать нехитрые правила. Нужно наблюдать, думать и импровизировать, чего машины не умели. Но все изменилось.

Радикальное отличие AlphaGo от предшественников – в самообучаемости. Прежде чем предъявить свой алгоритм мастерам го, разработчики «тренировали» его не одну сотню раз. Причем как с живыми людьми, так и с машинами. Благодаря технологии машинного обучения алгоритм постоянно улучшал навыки. Как человек.