Владимир Путин и Дональд Трамп, Гамбург, 2017 год. Фото: Carlos Barria / Reuters

Владимир Путин и Дональд Трамп, Гамбург, 2017 год. Фото: Carlos Barria / Reuters

28 июня Кремль объявил, что встреча президентов России и США состоится 16 июля в Хельсинки. Владимир Фролов спрогнозировал саммит и его возможное содержание еще 18 июня. Вот эта колонка.

«Полноценный саммит» Дональда Трампа и Владимира Путина, о необходимости которого для преодоления кризиса в российско-американских отношениях много говорилось с момента избрания Трампа президентом США, состоится, видимо, уже в самом ближайшем будущем – в начале или в середине июля. Последние, преимущественно психологические барьеры на пути к этой цели, похоже, были устранены после вполне успешной, в понимании Трампа, встречи с лидером КНДР Ким Чен Ыном в Сингапуре.

По данным Washington Post, Трамп начал требовать у своих советников полноценной встречи с Путиным сразу после неудавшегося скоротечного контакта на саммите АТЭС во Вьетнаме в сентябре 2017 года. Советники, а тогда в их числе были ныне уволенные Рекс Тиллерсон и Герберт Макмастер, считая такую встречу несвоевременной и политически взрывоопасной, решили «замотать» это пожелание президента («посмотрим, может он забудет про это»). Но после 20 марта 2018-го, когда Трамп позвонил Путину, вопреки рекомендациям, поздравил российского президента с переизбранием и даже пригласил Путина с визитом в Вашингтон и Белый дом, советники были заменены, и внутреннее сопротивление саммиту с Путиным в администрации США стало ослабевать, хотя до конца мая попытки спустить все на тормозах продолжались. Москве даже пришлось публично прессинговать Вашингтон утечками о приглашении Трампом Путина в Белый дом. И вот, когда Трамп с «феерическим успехом» вернулся из Сингапура, подготовка саммита с Путиным, кажется, началась всерьез. «Трамп хочет встречи с Путиным, и удержать его от этого более невозможно», – цитирует New Yorker высокопоставленного представителя Белого дома.

Одержимость саммитом

Для российской внешней политики организация саммита Путина и Трампа превратилась в своего рода идефикс. Почему-то считается, что встреча решит все проблемы, стоит только лидерам пообщаться напрямую, без посредников, когда Трампа ничто и никто из советников не сдерживает, и он сможет выполнить свое предвыборное обещание – улучшить отношения с Россией. Можно сказать, что Москва задействовала все возможные пути и каналы, чтобы такая встреча состоялась, включая прямую лесть в адрес лично Трампа. После своей «Прямой линии» Путин, отвечая на вопрос Сергея Брилева, назвал Трампа «вдумчивым человеком, который умеет слушать и воспринимать аргументы другого» («вдумчивый и умеет слушать» – это правда про Трампа?). В Вашингтон Путин ехать не захотел (что правильно, прием там был бы не самый радушный), предложение провести саммит на нейтральной территории в Вене, когда Трамп будет в Европе в связи с саммитом НАТО в Брюсселе 11–12 июля, выглядит лучше.