Робби Уильямс на открытии чемпионата по футболу. Фото: Carl Recine / Reuters

Робби Уильямс на открытии чемпионата по футболу. Фото: Carl Recine / Reuters

Шах и мат, господа скептики и моралисты! 5:0 и вдогонку 3:1 вам в ворота! Открытие Чемпионата мира по футболу в Москве под песни Робби Уильямса (шутя сорвавшего британский бойкот), две победы сборной России и мегауспешная первая неделя чемпионата – с каскадом зрелищных матчей и карнавалом болельщиков на улицах российских городов – стали прорывом полуизоляции России и личным триумфом российского президента, который подобно британской поп-звезде, показавшей на церемонии открытия средний палец миллиарду телезрителей, тоже мог бы сделать соответствующий жест.

Казалось, совсем недавно Путин стоял в ложе сочинского стадиона «Фишт», празднуя победу на зимней Олимпиаде, и вот он снова принимает спортивный парад, словно и не было в промежутке аннексии Крыма и сбитого «Боинга», войн на Донбассе и в Сирии, допингового скандала и отравления Скрипалей, вмешательства в американские и европейские выборы. И тот факт, что невзирая на многочисленные скандалы, окружающие как хозяйку чемпионата, так и саму ФИФА, невзирая на многочисленные призывы к бойкоту, чемпионат стартовал и проходит по расписанию – не только несомненный успех Кремля, но и завершение долгой эпохи мировой истории, когда глобальную политику, пускай во многом формально, определяли принципы, нормы и правила.

Впервые за сорок лет Чемпионат мира проходит в открыто авторитарной стране – последним эпизодом была Аргентина 1978 г., где правила военная хунта. Это являет собой разительный контраст с Олимпиадой-1980, которую, после введения советских войск в Афганистан, бойкотировали 50 стран. (Заметим, что советское вторжение тогда осуществлялось по просьбе законного правительства.) На этот раз призывы отдельных западных политиков и правозащитников остались разрозненными голосами, и даже антироссийски настроенный Европарламент накануне открытия чемпионата не смог принять резолюцию, призывающую к бойкоту. ФИФА, в качестве одного из признанных институтов «глобального управления» (Global Governance), как бы ни относиться к ее репутации и коррупционным скандалам, легитимирует и санкционирует современный российский режим. Проведение Чемпионата мира встает в один ряд с призывом Трампа вернуть Россию в «семерку» и, по данным сайта Buzzfeed, с его признанием Крыма российским, «потому что там говорят по-русски», с открытием Крымского моста и с фактическим провалом антироссийских санкций. Одновременно, по свидетельствам из Белого Дома, Дональд Трамп настойчиво ищет встречи с Путиным, а по слухам из телеграм-каналов, Меркель и Макрон готовы приехать в Россию на матчи своих сборных и провести блиц-переговоры с президентом РФ. «Путин опять всех переиграл» – на сей раз на кромке футбольного поля.

Крах либеральной империи

В России принято считать, что мировой политикой движут исключительно корыстные интересы: «корпорации», «элиты», «клубы» и «кланы», типа анекдотических Ротшильдов и Рокфеллеров. В советское время это было следствием примитивно-марксистского взгляда на мир, объясняющего все «борьбой классовых интересов», в постсоветское – следствием всепроникающей коррупции и цинизма, который заменил нашему правящему классу идеологию и в исполнении Путина стал брендом российской политики.