Фрагмент обложки книги Александра Архангельского "Бюро проверки"

Фрагмент обложки книги Александра Архангельского "Бюро проверки"

В рубрике «Моя полка» писатель и обозреватель Майя Кучерская рассказывает о самых значительных книгах месяца.

Гузель Яхина. Дети мои. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018

«Дети мои» Гузель Яхиной о поволжских немцах 1920–1930-х годов, вторая книга создательницы романа «Зулейха открывает глаза», уже вызвала у критиков довольно дружный вздох разочарования, несмотря на всеми отмеченное мастерство автора (выросшее). Популярности нового романа это, заметим, не помешает: на сегодня тираж его уже составил 90 000 экземпляров.

История жизни Якоба Баха, скромного учителя немецкого языка и арифметики в вымышленной колонии Гнаденталь, затем счастливого мужа, а вскоре печального вдовца, отца новорожденной дочери и вдохновенного сочинителя сказок, изложена с прилежанием и добропорядочностью, хочется сказать немецкой, однако удержим себя. Мир, в котором живет Якоб, прописан до последней щели на бревенчатом пирсе и рогатой шпульки выкрашенной в земляничный цвет прялки. Внимание Гузель Яхиной к вещному измерению бытия то и дело оборачивается любовным нанизыванием предметов и существ в бесконечные ожерелья.

Бах спешит «через рыночную площадь, мимо украшенной красными стягами кирхи, мимо вновь открывшихся керосиновой и свечной лавок, мимо наново побеленных домов с разноцветными наличниками». Приемная дочь Якоба «повторяет птичьи голоса, как заправский пересмешник, учась ласковым и нежным нотам у лесных жаворонков и зарянок, дерзким и гневливым – у рябинников, тревожным и просящим – у ремезов, настойчивым – у желн и зеленых дятлов».