Пока эксперты оценивают долю россиян, которые могут не дожить до нового пенсионного возраста, власть – наряду с официальной прессой – придумывает оправдания реформе. На днях глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что работа якобы помогает отсрочить старение.
«Мы можем оценивать влияние активности – профессиональной и физической – на долголетие. Безусловно, это воздействие работает в плюс, и человек, который дольше сохраняет профессиональные стереотипы и дольше находится “в строю”, он, как правило, по своему биологическому возрасту моложе тех, кто рано оставляет профессиональную деятельность», – сказала министр.
И это не все – в мире, по ее словам, идет «тотальное омоложение людей». «Один и тот же когнитивный уровень имеют в 2003 году люди в возрасте 50 лет и 58 лет в 2013 году, – заявила Скворцова, ссылаясь на данные Всемирной организации здравоохранения. – Таким образом, незаметно для нас для всех за 10 лет замедлилось когнитивное снижение, которое отмечается у всех людей в старших возрастных группах».
У этих доводов есть определенная научная основа. Однако однозначно представлять работу как благо, позволяющее отсрочить старение, нельзя. Работа многообразна и по-разному влияет на здоровье в течение жизни. Более того, это лишь одна из форм активности, которые связывают с замедлением старения. Другие (снижение риска деменции, например, связывали с самыми разными занятиями – от путешествий до садоводства) вполне соотносятся с пенсией.