Ян Давидс де Хем. «Роскошный натюрморт с попугаем», 1650

Ян Давидс де Хем. «Роскошный натюрморт с попугаем», 1650

Среди пользователей Instagram есть некоторые, которым обычные люди завидуют: их фотографии, где запечатлены красиво накрытые дизайнерской посудой столы, вазы с фруктами или небрежно брошенные на пляже сандалии, похожи на роскошные натюрморты и разжигают в зрителях желание вести подобный образ жизни (ну, или зависть, если это желание неосуществимо). Несколько сотен лет назад такими «влиятельными инстаграмерами» были, пожалуй, голландские живописцы, пишет Quartzy.

Pronkstilleven

В XVII веке в Голландии натюрморт выделился в отдельный жанр живописи, подразделяясь на множество разновидностей, в том числе, например, «рыбный», «кухонный», «цветочный», «философский». Среди видов натюрморта был и «роскошный» (pronkstilleven). Именно такое описание подходит для многих фотографий в инстаграме.

В 2016 году в книге «Luxury: A Rich History» авторы Питер МакНейл и Джорджо Риелло писали, что «роскошные» голландские натюрморты становились «визуальным отображением социальных устремлений владельцев» таких картин. Другими словами, pronkstilleven можно назвать «каталогами товаров», желанных для любой зажиточной семьи, но которые она все же не всегда могла себе позволить.

МакНейл и Риелло приводят в пример натюрморт Питера ван Рестратена, где изображены фарфоровый чайник, закрытая крышкой ваза для печенья и, скорее всего, серебряный подсвечник, основание которого представляет собой согнувшего колени раба. Полотно датируется 1695 годом; именно в это время предметы роскоши стали более доступны массовому потребителю. Изображенные на картине ваза, чайник и подсвечник – все то, чем хотели бы владеть представители среднего класса.