Мартин Гилман. Фото: hse.ru

Мартин Гилман. Фото: hse.ru

По мнению Запада, Россия делает много неверных шагов: она вмешивается в выборы, отравляет людей за границей, подавляет свободу слова и демократию. Но по мнению бывшего представителя Международного валютного фонда в России (1996–2001) Мартина Гилмана, Россия ведет абсолютно правильную экономическую политику. Проработавший в МВФ 24 года экономист, а теперь преподаватель Высшей школы экономики рассказал о вызовах, с которыми сейчас столкнулась экономика России, и возможностях для их решения.

Это адаптированный перевод интервью, опубликованного Bloomberg.

– Вы с первого ряда наблюдали за дефолтом и девальвацией в 1998 году в России. Это произошло из-за того, что у страны были большие долги, слабая бюджетная дисциплина и стремление поддерживать курс рубля по отношению к доллару. Как нынешняя экономическая политика России отличается от того, что было 20 лет назад?

– Сегодня все гораздо лучше, по большей части из-за того, что работающие сейчас чиновники прошли через тот кризис. Например, глава Центробанка Эльвира Набиуллина была заместителем министра экономики. Возглавляющий Счетную палату Алексей Кудрин был заместителем министра финансов, а президент Сбербанка Герман Греф был первым заместителем министра государственного имущества России. Эти люди хотят быть уверенными, что при них подобного кризиса не повторится. До тех пор, пока они ответственны за происходящее, нового кризиса в России не будет.

Они изъяли урок из того кризиса. Рассмотрим нефтяной шок 2014 и 2015 годов. Цена упала более чем на 50%, а Центральный банк защитил свои иностранные активы, дав упасть курсу рубля по отношению к доллару – политически, это очень смелый шаг. У России был стабилизационный фонд, который снизил влияние цен на нефть на курс рубля.

В 2004 году, когда Кудрин предложил создать Стабилизационный фонд по норвежской модели, МВФ рекомендовал не делать этого. Мы думали, что по таким показателям, как открытость, управление и коррупция Россия ближе к Нигерии, чем к Норвегии, поэтому мы считали, что сначала нужно выстроить институты. Но, слава богу, Кудрин доказал, что мы были неправы.

– Рост экономики в последние годы был значительно ниже, чем в 2000-е, и экономисты не ожидают серьезного ускорения в следующие пять лет. В то же время Путин и его советники подготовили амбициозный план, например, они намерены сделать Россию одной из пяти крупнейших экономик мира и увеличить продолжительность жизни на шесть лет. Есть шанс, что эти планы станут реальностью? И если нет, то какова их реальная цель?