Житель Нью-Дели читает газету с материалом, призывающим бороться с ложными новостями в WhatsApp Фото: Prakash SINGH / AFP

В Индии, согласно статистике, у 340 млн человек (то есть у каждого четвертого жителя) есть смартфоны. Страна – самый крупный рынок мессенджера WhatsApp (принадлежит Facebook), каждый месяц приложением пользуются 200 млн человек. Легко ли манипулировать мнением такой большой аудитории? Как оказалось, да – она верит любым фейкам, особенно когда они распространяются с бешеной скоростью, и линчует людей прямо на улицах. Власти Индии обвиняют WhatsApp в бездействии. Мессенджер пока отвечает рекламной кампанией, которая учит отличать фейки от правды.

В начале июля в деревню в индийском штате Махараштра (находится в центральной части страны) пришли пятеро человек, которые хотели попросить еды – они вели кочевнический образ жизни. Мужчина из группы попытался заговорить с ребенком около рынка, это заметили местные жители. Они заподозрили, что кочевник – возможный похититель детей; в то время слухи о похищениях стремительно распространялись по WhatsApp. Жители деревни набросились на него и начали избивать камнями и бамбуковыми палками. Началась массовая драка, к которой присоединились и другие люди, находившиеся у рынка. В итоге всех пятерых человек, пришедших в деревню, убили. Полиция задержала 23 местных жителей.

За последнее время в Индии это далеко не единственный случай, когда местные жители убивали людей, которые, как они подозревали, имеют отношение к похищениям. В мае, например толпа забила до смерти женщину в южном штате Тамилнад только за то, что она раздавала детям конфеты. В общей сложности за последние несколько месяцев убили почти 20 человек. Убийства происходили на фоне того, что жители Индии обсуждали слухи о похищениях, которые распространились через WhatsApp. Ни одно из них не было правдивым.