Витрина в магазине в Москве. Фото: Mladen Antonov / AFP

Витрина в магазине в Москве. Фото: Mladen Antonov / AFP

После завершения холодной войны мир довольно долгое время двигался в направлении к формированию транснациональной элиты и «мирового правительства» (не в том смысле, в каком его понимают 67% опрошенных ВЦИОМом россиян).

Множество хозяйственных решений переносилось на уровень транснациональных корпораций. Вырабатывались единые международные стандарты и подходы к регулированию целых отраслей. Ярчайшие примеры – деятельность Базельского комитета по банковскому надзору, Болонский процесс или рекомендации ОЭСР, широчайшим образом учитывавшиеся при формировании национальных законодательств.

Решение о масштабном наступлении на налоговые гавани, принятое на первой встрече G20 в разгар финансового кризиса 2008 года и приведшее к существенным изменениям в экономике – чем не пример работы «мирового правительства»?

Границы национального суверенитета сужались. Возможности национальных государств людоедствовать на собственной территории сильно ограничились вероятностью гуманитарных интервенций и экономических санкций. И пусть интервенции случались не во все режимы, того заслуживавшие, а геополитическая логика многих процессов никуда не исчезла, случаев, когда конкретные решения принимались из соображений либеральной идеологии и защиты прав человека, вопреки соображениям realpolitik, с каждым годом было все больше и больше.