Строительство китайского комплекса на территории портового города Коломбо, Шри-Ланка. Фото: Lakruwan Wannirachchi  / AFP

Строительство китайского комплекса на территории портового города Коломбо, Шри-Ланка. Фото: Lakruwan Wannirachchi / AFP

Кения — страна с 50-миллионным населением на востоке Африки — пополнила число государств с растущей долговой зависимостью от Китая. Ее суверенный долг недавно превысил 50 трлн шиллингов ($50 млрд). Среди ее кредиторов Китай лидирует, его доля за несколько лет выросла с 57% до 72%. Недавно Кения также присоединилась к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций — возглавляемой Китаем организации, которую нередко рассматривают как альтернативу МВФ, предоставляющую кредиты без лишних формальностей (например, без условия проведения реформ).

Африканская страна упоминалась в недавнем отчете Центра глобального развития (аналитического центра в США), посвященного китайскому проекту «Один пояс — один путь», глобальной инфраструктурной и транспортной инициативе стоимостью в триллионы долларов. Авторы отмечали, что ряд стран, оказавшихся в его зоне, уже имеют высокий уровень долга. Проект провоцирует их занимать еще больше — до такой степени, когда обслуживать долги станет сложно. При этом влияние Китая, как крупного кредитора, будет расти.

Китай — один из главных мировых кредиторов. В последние годы его роль усиливалась в странах Тропической Африки: по данным Института Брукингса, он является крупнейшим кредитором региона. В целом объем кредитных средств, поступивших из Китая в Африку за последние 15 лет, составил около $95 млрд, общий объем финансовой помощи оценивали более чем в $175 млрд. В Эфиопии, по информации на 2016 год, уровень государственного долга составлял около $37 млрд, при этом почти половина приходилась на Китай. Ангола должна Китаю около $25 млрд, при общем государственном долге — около $67 млрд.

Должников пугают опытом Шри-Ланки. Она начала строительство крупнейшего порта в стране, набрала долгов, не смогла расплатиться, и в итоге, по сути, отдала его (вместе с прилегающей территорией в 60 квадратных километров) в распоряжение Китая почти на сотню лет.

Такой сценарий — крайний случай. Влияние кредитора может проявляться в менее радикальных, хотя и эффективных формах — от доступа на местные рынки до поддержки внешней политики КНР. Но для должников есть и дополнительные риски. Доступные китайские деньги нередко используются для финансирования ненужных проектов, а также провоцируют коррупцию.