Президент Уганды Йовери Мусевени

Президент Уганды Йовери Мусевени

Reuters

Власти Уганды в начале июля обложили налогом пользователей социальных сетей и мессенджеров. Президент страны Йовери Мусевени объяснил, что угандийцы используют их для распространения фейков и слухов, поэтому доступ к соцсетям нужно ограничить. Населению новый налог не понравился – в Уганде начались массовые акции протеста. В результате спустя две недели правительство объявило, что пересмотрит свое решение о введении налога.

Борьба с «олугамбо»

Новый налог начал действовать с первого июля. С этого дня жители Уганды, которые хотят получить доступ к своим аккаунтам в Facebook, Twitter, WhatsApp, Google Hangouts, YouTube, Skype, Yahoo Messenger и к многим другим онлайн-ресурсам, должны платить 200 угандийских шиллингов ($0,05) в день. Кроме того, на все мобильные денежные переводы был введен дополнительный налог в 1%.

Как пояснял Мусевени, вводимый сбор поможет справиться с «олугамбо» (так на суахили обобщенно называются распространяемые сплетни, слухи, оскорбления). Лидер Уганды также назвал соцсети и мессенджеры «роскошью для праздных или порочных людей», а также отметил, что их пользователи способствуют прибылям зарубежных компаний (два крупнейших в стране игрока на телекоммуникационном рынке контролируются южноафриканской MTN Group и индийской Bharti Airtel, более мелкие фирмы также в основном принадлежат иностранцам).

Кроме того, за счет налога правительство рассчитывало пополнить бюджет, хотя и не сообщало, какие суммы предполагает получить в итоге. Мобильные телефоны есть у примерно 23 млн угандийцев из 41-миллионного населения, и у 17 млн человек имеется доступ к интернету.

Противники налога расценили новый сбор как цензуру со стороны властей, отмечая, что Мусевени занимает пост президента с 1986 года и опасается оппозиционных взглядов (так, во время президентских выборов в феврале 2016 года власти полностью блокировали доступ к соцсетям и к интернету).