Влияние международных спортивных событий, таких как футбольные чемпионаты или олимпийские игры, на экономический рост рассматривается аналитиками и экспертами главным образом с точки зрения общих эффектов. Это краткосрочная выручка от продажи билетов и прав на телетрансляции, расходы посещающих олимпиаду или чемпионат мира туристов или потенциальное увеличение числа рабочих мест в стране, проводящей турнир. К слову, проведение международных спортивных мероприятий почти не влияет на занятость, лишь изредка наблюдается положительный краткосрочный эффект. В некоторых работах рассматриваются и долгосрочные эффекты, но они, как правило, не устанавливают механизма влияния спортивных событий на те или иные экономические переменные. Ряд авторов рассматривают влияние олимпиад и чемпионатов мира на рост подушевого ВВП и не находят однозначного эффекта. В других исследованиях речь идет об отраслях, в наибольшей мере подверженных влиянию международных спортивных событий – прежде всего о туризме. Региональные исследования показывают противоречивые результаты для разных стран: если в Барселоне туристический поток рос из года в год после проведения Олимпийских игр, то в Пекине он падал. Существуют также и работы, в которых оценивается вклад олимпийских игр и чемпионатов мира в развитие спорта. Гораздо меньше внимания уделяется выявлению механизмов, оказывающих влияние на долгосрочное развитие. Однако именно понимание таких механизмов наиболее ценно для догоняющих экономик.
Итак, зачем развивающейся стране проводить международное спортивное мероприятие? Где именно – в каких городах и регионах – стоит его проводить? Ответим для начала на второй вопрос, а затем попробуем дать ответ и на первый.