Рисунок о пытках в ГУЛАГе. Автор - ветеран МВД Данциг Балдаев, 1980-е. Иллюстрация: Wikipedia.org

Рисунок о пытках в ГУЛАГе. Автор - ветеран МВД Данциг Балдаев, 1980-е. Иллюстрация: Wikipedia.org

Публикация на прошлой неделе ужасного видео об избиении заключенного в ярославской исправительной колонии заставила зашевелиться ответственных за права человека чиновников и правоохранителей. И снова напомнила, что в России не только от сумы и тюрьмы, но и от дыбы нельзя зарекаться.

Что такое пытки в России? Почему они стали новостным фоном, константой? Неотъемлемым признаком русской жизни?

25 июля суд арестовал пятерых участников избиения заключенного в ярославской исправительной колонии ИК-1. Еще двое пока задержаны. Само избиение происходило год назад, однако тогда жалобы потерпевшего Евгения Макарова, его адвоката и правозащитников не были приняты во внимание. Все изменила публикация видео об избиении в «Новой газете» 20 июля 2018 года. Правозащитники утверждают, что при избиении присутствовали 18 сотрудников колонии.

Публикация видео привела к скандалу – факт избиения стало невозможно замять. Следственный комитет возбудил уголовное дело (год назад следователь посчитал, что это не нужно). ФСИН заявила о создании комиссии для проверки не только ярославской колонии, но и всех вообще. Зазвучали новости о других пытках и избиениях в системе ФСИН и полиции – например, в Брянске, в Воронеже. Стали вспоминать другие, в том числе массовые случаи пыток и протестов против них – в Копейске, в Сегеже, на Урале, на Кавказе.

В то же время адвокат фонда «Общественный вердикт» Ирина Бирюкова, получившая видео из колонии и передавшая его для публикации «Новой газете», вынуждена была уехать за границу из опасений за свою жизнь – ее предупредили об угрозах. А первый замглавы ФСИН Анатолий Рудый заявил, что заключенный Евгений Макаров пытался спровоцировать сотрудников исправительного учреждения.

Челябинский суд внезапно перевел в закрытый режим давно слушаемое дело о смерти избитого в колонии заключенного.

Между тем именно 25 и 26 июля в Женеве, в Комитете против пыток ООН (КПП), прошли слушания по официальному докладу российской делегации – о выполнении международных обязательств по Конвенции против пыток. И эксперты КПП задавали российским делегатам те же вопросы о пытках в Ярославле, о деле Ильдара Дадина, о том, когда будет создана эффективная система реагирования на жалобы о пытках.