Зависимость детей от смартфонов, видеоигр, соцсетей — одна из самых сложных проблем, с которой приходится сталкиваться родителям. Одержимость гаджетами приводит к проблемам с успеваемостью — ребенок просто теряет интерес к какой-либо продуктивной деятельности. И в большинстве таких случаев это сопровождается родительским чувством вины: многие уверены, что сами толкнули детей на этот деструктивный путь.
Родители не понимают, считает детский психолог Ричард Фрид, что одержимость технологиями — вполне предсказуемое последствие сотрудничества ИТ-индустрии с психологией и нейробиологией. В итоге создаются социальные сети, видеоигры, гаджеты, которые притягивают юных пользователей подобно наркотикам.
За всем этим «спрятаны» исследования множества ученых. Они используют свои знания о психологических уязвимостях для разработки продуктов, которые будут захватывать внимание детей ради прибыли ИТ-индустрии. Психологию, которую мы всегда ассоциировали с излечением, теперь используют как оружие. Оружие против детей. Подробно об этом Ричард Фрид пишет в статье на Medium.
Технология убеждения
При Стэнфордском университете функционирует Лаборатория технологий психологического влияния, основанная в 1998 году доктором Биджеем Фоггом, одним из создателей так называемой технологии убеждения. Эта технология, если верить ему, позволяет создавать цифровые устройства и приложения, изменяющие мысли и поведение человека: «Теперь мы можем создавать машины, которые сами по себе, совершенно автономно изменяют, что думают и как поступают люди».
Фогга считают «создателем миллионеров» — среди его студентов, к примеру, один из учредителей Instagram и многие другие влиятельные лица в индустрии. Журнал Fortune еще 10 лет назад называл Фогга одним из десятка «новых гуру, о которых следует знать всем». Forbes в 2012 году написал, что «никто, возможно, так сильно не повлиял на нынешнее поколение дизайнеров пользовательских интерфейсов, чем доктор Фогг из Стэнфорда».