Обложка National Geographic 1982 год

Обложка National Geographic 1982 год

Краткий пересказ книги Фреда Ритчина «После фотографии» (After Photography, W. W. Norton, 2010)

Контекст

Фред Ритчин – бывший фоторедактор New York Times Magazine и содиректор фонда Magnum Foundation. Сегодня он один из самых влиятельных теоретиков цифровой фотографии. По его книгам в США учатся молодые фотографы и критики, а сам Ритчин читает лекции по всему миру. Тем не менее русскому читателю его теоретические изыскания почти не знакомы: его книги до сих пор не переведены.

Продолжая критику в традициях Ролана Барта и Сьюзен Зонтаг, он утверждает, что цифровая фотография – новый, самостоятельный медиум, и не отделять ее от аналоговой было бы столь же наивно, как не отделять радио от телевидения. Цифровая фотография изменяет нас, хотим мы того или нет. Важно разбираться с эффектами и потенциалом этого средства коммуникации. Только так мы сможем лучше понять постоянно меняющийся мир вокруг нас.

Парадоксы пикселей

Цифровая эра в фотографии началась 1982-м. Именно тогда при помощи цифровых методов сотрудники National Geographic немного сдвинули одну из пирамид в Гизе на фотографии, чтобы обе пирамиды уместились в вертикальный формат обложки. Это изменение не было чем-то из ряда вон выходящим: в конце концов, эта фотография и без ретуши была романтизированной версией реальности – без мусора, туристических автобусов и торговцев сувенирами. Но именно оно открыло дверь в цифровой мир.