Фото: Jessica Castro / Unsplash.com

Фото: Jessica Castro / Unsplash.com

Кирилл Хломов, психолог, руководитель психологической службы ИОН РАНХиГС, научный руководитель центра по работе с подростками «Перекресток» рассказал о том, откуда взялся подростковый период, в чем его эволюционный смысл и как быть родителям подростков. Читатели могут оставить свои вопросы в комментариях к интервью – в четверг 16 августа Кирилл ответит на них.

– Раньше люди как–то из детей сразу становились взрослыми – никакая литература не выделяла возраст 14–17 лет как особо интересный или сложный. Откуда и когда вообще взялась подростковость, как особое состояние?

– Подростковый возраст в разных обществах устроен по-разному. Чем более благополучно общество, тем длиннее подростковый период. В неблагополучной ситуации он может быть и вовсе незаметен. Одним из первых обратил на этот период внимание Фонвизин в пьесе «Недоросль» 1782 года, затем был роман Достоевского «Подросток» в 1875 году. Но тогда эти понятия относились лишь к детям высшего сословия. У крестьян подростков не было. Помните у Некрасова стихотворение «Мужичок с ноготок», в котором мужичком автор называет шестилетнего мальчика. Неблагополучное общество не имеет возможности дать человеку столько времени на взросление, оно сразу начинает использовать его для взрослых нужд. Я как человек из многодетной семьи хорошо понимаю этот принцип.

Кирилл Хломов. Фото: ranepa.ru