Фрагмент эскиза Ильи Репина "Бурлаки, тянущие лямку"

Фрагмент эскиза Ильи Репина "Бурлаки, тянущие лямку"

Человек неизбежно задает себе одни и те же вопросы: в чем смысл жизни, как строить отношения с другими, свободен ли он в своих действиях или все предопределено. В каждой культуре эти вопросы решаются по-разному: опыт того, как это происходило в России, зафиксирован в русской истории и литературе. Автор курса лекций для проекта InLiberty «Любовь, война, свобода и другие русские вопросы» Юрий Сапрыкин считает, что разговор об этом поможет нам понять заданную культурой оптику, через которую мы видим мир. Последняя лекция цикла посвящена свободе.

Не знаю, насколько это исторические достоверно, но я осмелился бы предположить, что «Письма русского путешественника» Карамзина – это первое в русской литературе размышление о свободе. В «Письмах» свобода рассматривается в теории и реализуется на практике: это записки о путешествии за границу. Это буквально рассказ об отпуске, только очень продолжительном. В этот отпуск отправляется человек молодой, пылкий, ищущий разного рода интеллектуальных впечатлений, жаждущий встретиться с лучшими умами того времени. Может быть, это одно из первых настолько свободных путешествий россиянина по Европе: Карамзин оказывается там не по государевой службе, не по военным делам, не по торговой части, он даже не едет туда учиться, он едет туда без цели, посмотреть по сторонам, как часто ездим сейчас мы. За тем исключением, что Карамзин еще мечтает поговорить с Кантом, Лафатером и другими выдающимися личностями, и это ему удается. И здесь, среди прочего, мы находим запись от 10 июля 1789 года, когда Карамзин, задержавшись в Берлине, начинает скучать и решает уехать в другой город. И сама мысль о том, что он не привязан ни к какому делу, ни к какой местности, наполняет его каким-то лирическим восторгом. Вот как он об этом пишет.