Фото: Heather Seymour / Reuters

Фото: Heather Seymour / Reuters

Лечение «народными» методами и вера в сверхъестественное происхождение болезней присутствуют почти везде – даже в развитых странах. Но Россия во многом уникальна, отмечает медицинский антрополог и фольклорист, ведущий научный сотрудник РАНХиГС, директор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ Ольга Христофорова. На наши представления о медицине и на отношение к больным повлияли тоталитарные советские практики, крестьянское прошлое большей части населения и даже культ научно-технических специальностей в СССР. Из интервью вы также узнаете, откуда взялась привычка закрывать посуду и что такое «стрях», от которого лечат в Пермском крае.

– В документах Всемирной организации здравоохранения приводится такая статистика: хотя бы один раз обращались к альтернативной медицине во Франции 75% населения, в Канаде – 70%, в США – 42%. В современных развитых странах, несмотря на мощное развитие науки, альтернативная медицина сохраняет популярность. С чем это связано?

– Во всем мире медицина западного типа со второй половины XX века испытывает некоторый кризис. Движение Нью Эйдж, интерес к оккультизму и разным этническим традициям, к поиску себя – все это в большой степени коснулось и медицины. А в странах третьего мира, где врачей и лекарств просто не хватает, люди как ходили к народным целителям, так и продолжают ходить.