Фото: Wade Lambert / Unsplash.com

Фото: Wade Lambert / Unsplash.com

Прямо сейчас самый долгий беспосадочный авиаперелет – это 17,5-часовой рейс авиакомпании Qatar из Окленда, Новая Зеландия, в Доху, Катар (обратный полет на час короче). Скоро это изменится: в октябре Singapore Airlines запустит – точнее, возобновит – авиасообщение между Сингапуром и Ньюарком (США). Пассажирам на этом маршруте придется провести в воздухе 18 часов 45 минут. Благодаря улучшению самолетов ультрадолгих рейсов становится все больше: если в 2008 году средней дальностью коммерческих авиаперелетов было 1200 км, то сегодня это 1390 км – на 16% больше. Можно предположить, что в скором будущем длительность беспосадочных рейсов перевалит за 20 часов.

Ультрадолгие рейсы помогают сэкономить время тем, кто летает с одного конца света на другой. Но перелет, в котором человек вынужден 18 часов сидеть на одном месте в искусственно созданном микроклимате – серьезное испытание. Чтобы сделать этот опыт менее стрессовым для организма, авиакомпаниям приходится пересматривать стандарты обслуживания на борту. В этом им помогают ученые, исследующие, как на тело и мозг влияют все аспекты долгого полета – от меню до температуры и освещения.

Долгие полеты портят нам жизнь во многих аспектах.

От них немеют вкусовые сосочки во рту. Еда в самолете кажется невкусной отчасти из-за того, что высота влияет на чувство вкуса примерно так же, как сильный насморк, – оно теряется. Восприятие солености и сладости может ухудшиться почти на 30%, и воздух самолета, подсушивающий слизистую носа, делает только хуже. Скорее всего, именно странным поведением вкусовых сосочков объясняется популярность томатного сока во время полетов: некоторые исследования показывают, что, в отличие от остальных вкусов, умами (именно он присущ помидорам) может усиливаться на высоте. Это делает томатный сок в небе желаннее, чем на земле, особенно на фоне блеклости остальных вкусов. Высота также заметно сказывается на вкусе вина, поэтому специалисты советуют: если хотите выпить в полете, лучше сделать это в первой его части.