Фото: Altan Gocher / Zuma / TASS

Фото: Altan Gocher / Zuma / TASS

В мире не иссякает запас гуру и тренеров, которые уверяют, что мы можем и должны делать больше. Чтобы организовать свой день, успеть максимум, не потерять ни минуты, есть миллион советов, трюков и приложений. Но даже все вместе взятые они не смогли искоренить в людях то, что, на первый взгляд стоит между ними и заветной эффективностью, – лень.

Формально лень – это откладывание на «когда-нибудь потом» дел, для которых у человека есть все нужные ресурсы. Ее не стоит путать с прокрастинацией, при которой мы продолжаем быть активными, но занимаемся более приятными или менее сложными делами, хотя понимаем, что они не так важны. Вместе с тем, лень, безусловно, очень субъективное понятие. Те, кто ей подвержен, не всегда согласятся с тем, что ленивы: то, что для одних чистое неприкрытое безделье, для других может считаться отдыхом после проделанной работы или временем, необходимым для размышлений и рефлексии. Они искренне не понимают, зачем все время куда-то бежать и что-то делать, если хорошо и так. Другие же не могут и минуты сидеть спокойно, и у них не укладывается в голове, как можно тратить жизнь на ничегонеделанье.

Что же заставляет нас медлить и не браться за работу вопреки здравому смыслу, и почему одни ленивы, а другие нет? Ответ на этот вопрос сложнее, чем кажется: в нем смешиваются поведение, история и нейробиология.

Мы ленимся только из-за отсутствия мотивации?

Нет, список объяснений лени гораздо длиннее. В качестве причин психологи могут назвать, например, отсутствие надежды на изменения, страх неудачи, низкую самооценку, хроническую усталость, депрессию, нерешительность. Параллельно у лени есть и антропологические обоснования. Как пишет Нил Бёртон, психиатр, исследующий лень и праздность, когда-то, когда нашим предкам приходилось конкурировать за ограниченные ресурсы и спасаться от врагов и опасностей, сохранение энергии было важным навыком. Если ты тратил силы на то, что в обозримой перспективе не приносило выгоды, ты рисковал снизить собственные шансы на выживание. Сейчас выживание уж точно не зависит от энергии, а вокруг масса источников пищи для ее восполнения, но инстинкт, сформировавшийся давным-давно, остался. Именно он и заставляет нас откладывать все на потом и не мчаться выполнять дела, которые не принесут кратковременной выгоды. По крайней мере, такова теория.