Бумажные книги, вопреки опасениям, не стали жертвой прогресса. Но увеличивающееся потребление электронной информации, указывают психологи и лингвисты, меняет специфику чтения — оно становится более поверхностным. И эта привычка может распространяться и на традиционные книги. Беглое просматривание текстов, как отмечает американский писатель, автор книги «Что интернет делает с нашим мозгом» Николас Карр, не проблема — «но вызывает беспокойство то, что это становится основной формой чтения».
Серьезное, вдумчивое чтение, отмечает профессор психологии Калифорнийского университета Патриция Гринфилд, способствует рефлексии, развивает аналитические способности и критическое мышление. Электронная подача информации, рассуждает она, имеет свои преимущества, но возможно, за ее популярность приходится платить. Под угрозой, считает ее коллега Марианна Вольф, могут оказаться биологические механизмы «вдумчивого чтения», формировавшиеся в течение долгого времени, и когнитивные способности, необходимые в повседневной жизни — включая критическое отношение к новостям и политическим лозунгам.
Есть ли основания для таких опасений? Долговременный эффект электронной информации сложно оценить. Но различия в восприятии действительно существуют.