Эйндховен. Фото: Imago/TASS

Эйндховен. Фото: Imago/TASS

Города часто сталкиваются со схожими проблемами — от избытка мусора до пробок. Они ухудшают городскую среду, а на борьбу с ними уходят значительные ресурсы. Привычные меры нередко не работают, ужесточение контроля приносит ограниченный эффект, а попытки действовать либерально вызывают неоднозначную реакцию. Но некоторые города обращаются к неординарным средствам — от музыки до ароматерапии. И это может приносить результаты.

Уличные драки

Улица Стратумзайнд в голландском Эйндховене — место, ассоциируемое с барами и ночными клубами. Она же известна постоянными драками: полиция прекращает там около 400 потасовок в год. Чтобы поддерживать порядок, улицу буквально заполнили камерами наблюдения и микрофонами, которые позволяют быстро отслеживать правонарушения.

Но недавно там попробовали другое средство — запах. На улице установили распылители, распространяющие апельсиновый аромат. Цель — воздействовать им на группы людей, предполагая, что это их успокоит. «Сейчас мы изучаем, как он может повлиять на поведение людей», — говорит Тинус Кантерс, исследователь из Голландского института технологии, безопасности и защиты.

До этого апельсиновый аромат протестировали в полицейских участках. Там, по словам Кантерса, его использовали, чтобы успокаивать арестантов, и это, утверждает он, подействовало. На улице исследователи также экспериментируют с различными источниками света — с той же целью.

Ранее ряд исследований указывали, что цитрусовый аромат может ассоциироваться с повышенным настроением и уменьшением тревожности (хотя это может зависеть от индивидуального отношения к этому запаху). Например, такой эффект отмечался у пациентов на приеме у стоматолога.

Стихийные туалеты

С этим также нередко приходится бороться. В Париже в 2017 году за отправление естественных потребностей на улицах оштрафовали более 5 тысяч человек — вдвое больше, чем годом ранее. Власти, отчаявшись, даже решили установить несколько «открытых туалетов» — по сути, модифицированных урн, где людям (точнее — мужской части населения) предлагалось избавляться от избытка жидкости.

Но идея вызвала скандал. Некоторые просто сочли ее безобразной. Другие увидели в ней проявление сексизма. Социолог и феминистка Крис Блаш заявила, что женщина может столкнуться с осуждением, если будет кормить грудного ребенка на улице, тогда как мужчинам позволили открыто справлять нужду. Некоторые из «открытых туалетов» уже пострадали от вандалов.

Британский курортный город Брайтон, находящийся на берегу Ла-Манша, столкнулся с аналогичной проблемой. Там в качестве стихийного туалета стал использоваться пешеходный тоннель — подземный переход, ведущий к пляжу. В качестве эксперимента власти попробовали транслировать там музыку — рассчитывая, что она благотворно скажется на поведении людей (эмоциональный эффект музыки — тема многочисленных исследований, ее применяют в терапевтических и маркетинговых целях).

Ожидания оправдались. «Раньше это место использовали как общественный туалет, — говорит представитель городского совета Мэтью Истил. — Теперь такое случается гораздо реже». Наблюдения также показали, что если в тоннеле играла музыка (там ставили классические, джазовые и танцевальные мелодии), многие замедляли шаг, проводя там больше времени. Некоторые, отмечалось позднее в отчете, даже стали там танцевать.

Сбор мусора

Города производят все больше отходов, и некоторые сталкиваются с мусорными кризисами. Богота — столица Колумбии — один из примеров. В начале этого года из-за сложностей у подрядчика, ответственного за вывоз мусора, тысячи мешков с отходами остались на улицах. В одном из районов это привело к «мусорным бунтам» — жители стали поджигать мусор и перекрыли дорогу. До этого на улицах можно было, например, видеть груды выброшенных покрышек — несмотря на наличие программы по их утилизации.

Несколько лет назад предприниматель Камило Хименес предложил мотивировать людей, чтобы они сортировали отходы. Его компания Ecopuntos установила электронные пункты сдачи мусора (например, пластиковых бутылок) для переработки. Тем, кто ими пользовался, начисляли баллы — позднее их можно было обменять на билеты в кино, пополнение баланса на телефоне и так далее.

Проект, утверждает Хименес, привлек тысячи людей. По его словам, они даже выстраивались в очереди, чтобы набрать баллы. Позднее компания, финансируемая предприятиями по переработке мусора, открыла такие пункты еще в нескольких странах Южной Америки, сообщалось, что число ее зарегистрированных пользователей достигло 1,2 млн человек.

Правда, критики позднее заявляли, что количество бытового мусора, сдаваемое в такие пункты в Боготе, сравнительно невелико, а инициативы Ecopuntos не получили существенной поддержки властей. Впоследствии власти прибегли к административным мерам, сделав сортировку мусора обязательной (и назначив штрафы за нарушения). Но утилизация, как писала местная пресса, была организована плохо: отсортированный мусор мог попасть на общие свалки.

Шествия неонацистов

Это стало проблемой для ряда германских городов. Официально страна борется с распространением неонацизма, но фактически его последователи давно научились обходить законы или подстраиваться под них. Периодически они устраивают марши, с которыми власти вынуждены мириться.

С этим столкнулся Вунзидель — небольшой город в Баварии, где был похоронен Рудольф Гесс, один из ближайших соратников Адольфа Гитлера, после смерти ставший культовой фигурой для неонацистов. Ежегодно они собирались там, устраивая шествия в его честь.

Но несколько лет назад правозащитники придумали ответ. Вместе с местными бизнесменами они превратили шествие в «принудительный марафон». За каждый метр, пройденный неонацистами, спонсоры согласились платить по €10 организации, которая помогает людям выходить из экстремистских групп. По сути, участники (не зная об этом) маршировали в поддержку тех, кто с ними боролся.

На протяжении шествия почитателей Гесса встречали издевательские плакаты с надписями «Если бы только фюрер знал!» и «Спасибо, друзья-спортсмены!». «Марафон» в итоге собрал €10 тысяч. Примеру, как сообщалось позднее, решили последовать и некоторые другие германские города.

Что еще почитать

Концепция «умных городов» уже реализована в Китае. Что они из себя представляют?