
Ученик сингапурской школы. Фото: Edgar Su / Reuters
Сингапурcкое школьное образование считается одним из лучших. По итогам последнего исследования PISA, страна оказалась безусловным лидером — и в грамотности чтения, и в математике, и в естественных науках (для сравнения — в тестах по естественным наукам США оказались на 25-м месте, Россия — на 32-м). В последнем исследовании TIMMS, оценивающем математическое и естественнонаучное образование, школьники из Сингапура также заняли первые места.
Другие страны пытаются перенимать его опыт. Несколько лет назад стало известно, что в половине британских школ будут преподавать математику по методам, практикуемым в Сингапуре и других азиатских странах. На подготовку учителей и выпуск учебников правительство пообещало выделить десятки миллионов фунтов.
Успех Сингапура — сочетание эффективной системы и культурной среды, где образование высоко ценится. При этом система не статична — власти стараются ее развивать. В 2003–2017 годы правительство Сингапура выделило около $140 млн на исследования в сфере образования. После жалоб на то, что система превращает детей в «роботов», которых оценивают по жестким критериям, власти пытаются сделать ее менее формальной.
Кроме того, успех этой образовательной системы — следствие культуры, где высока степень конкуренции, а распространенным переживанием является «киасу» («боязнь проиграть или оказаться отстающим»). Оно характерно как для детей, так и для родителей, многие из которых — в дополнение к школьному образованию ребенка — платят за частные уроки. Критики отмечают, что у детей это может становиться источником стресса, а значительные расходы на обучение в том числе неформальное сдерживают роль образования как «социального лифта».