Марк Цукерберг. Фото: Leah Millis / Reuters

Марк Цукерберг. Фото: Leah Millis / Reuters

Если бы Facebook был отдельным государством, его население было бы самым большим в мире – хотя бы раз в месяц в самую известную социальную сеть заходят более 2,2 млрд человек, то есть примерно треть всех землян. Учитывая огромную аудиторию Facebook, создателю компании Марку Цукербергу все чаще приходится задумываться о влиянии, которое оказывает соцсеть на общество. И, конечно, извиняться за сделанные ошибки.

10 сентября в журнале The New Yorker вышла статья, посвященная (в широком смысле) эволюции Facebook и самого Цукерберга. Публикация насыщена любопытными фактами из жизни создателя социальной сети, а также показывает, как менялось его отношение к жалобам пользователей на ошибки менеджмента Facebook.

«Тупые придурки»

Как пишет автор статьи, журналист и писатель Эван Оснос, во время учебы в Гарварде и создания Facebook Цукерберг, «овеянный хакерской мистикой», с блеском попирал устои и подрывал авторитеты. Как заметил один из друзей Цукерберга (Оснос его не называет), он «активно посылал подальше всех, у кого была власть». Кроме того, он довольно зло высказывался о пользователях, раскрывающих в профилях много личной информации («они доверяют мне, тупые придурки»).

По мере того, как росла аудитория Facebook, Цукерберг и его топ-менеджеры были убеждены: даже те, кто критикует твои действия, все равно останутся на твоей стороне. Так, в 2006 году, когда соцсеть ввела новостную ленту, пользователи возмутились, что их оповещают о малейших изменениях в профилях друзей. Недовольные устроили уличный протест возле штаб-квартиры Facebook, а тысячи вступили в группу с призывом отказаться от нововведения. Цукерберг ответил быстро и коротко: «Успокойтесь. Выдыхайте. Мы вас слышим». Постепенно пользователи привыкли, а многие не представляют свой день без новостной ленты.

В 2010 году, когда предприниматель объявил, что приватность – больше не социальная норма, Facebook привлекла внимание Федеральной торговой комиссии (FTC). В комиссию пожаловался Центр защиты электронных личных данных. После того, как соцсеть изменила настройки приватности в профилях, некоторая персональная информация пользователей оказалась в общем доступе. Facebook заключил соглашение с FTC и согласился запрашивать согласие юзеров на изменения в приватности, а Цукерберг признал допущенные ошибки и добавил, что, по его мнению, «некоторые недоразумения зачастую бросают тень на все хорошее, что было сделано».

«Двигайся быстро, ломай все»

Долгое время Facebook действовала, исходя из принципа «двигайся быстро и ломай все» – в компании считалось, что для того, чтобы обгонять конкурентов и быть первой на рынке, нужно развиваться с максимальной скоростью и постоянно создавать новые продукты. По мнению Цукерберга, если ничего не ломается, значит, ты двигаешься недостаточно быстро. Такой подход в итоге привел к тому, что основателю соцсети пришлось снова извиняться и оправдываться.