Фото: Aly Song / Reuters

Китайская Alibaba Group договорилась о создании совместного предприятия в России с Mail.ru Group, «Мегафоном» и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Объединенная компания станет крупнейшим игроком на рынке электронной торговли в РФ. Что внесет в СП и что получит от сотрудничества каждый из участников?

Долгие переговоры

Еще в декабре 2017 года генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев предупреждал, что «вскоре» фонд объявит об инвестициях «в ряд наших интернет-порталов с целью расширения их деятельности за рубежом», а также о совместных вложениях с Alibaba «в логистическую инфраструктуру интернета в России».

В начале 2017 года источники «Коммерсанта» говорили, что СП с китайским интернет-гигантом планирует организовать Сбербанк, однако в декабре Financial Times стало известно, что стороны прекратили обсуждение возможного сотрудничества, не сумев договориться после года переговоров. По сведениям РБК, в сделке Сбербанка и Alibaba усмотрели «риск национальной безопасности», так как крупный, «но все же иностранный инвестор» мог получить доступ «к крупнейшей инфраструктуре государственного банка». Тогда же, в декабре, Сбербанк договорился создать СП в области e-commerce с «Яндексом».

А 11 сентября Alibaba, Mail.ru, «Мегафон» и РФПИ объявили о стратегическом партнерстве, «в рамках которого будет создано крупнейшее совместное предприятие в области социальной коммерции в России и СНГ», «единая платформа для социальной коммуникации, игр и покупок». Ожидается, что сделка будет закрыта в первом квартале 2019 года.

Вклад участников