Один из заявленных конкурентов Telsa – Audi e-tron. Фото: Audi

Один из заявленных конкурентов Telsa – Audi e-tron. Фото: Audi

Tesla Илона Маска – не первая компания, запустившая серийное производство электрических автомобилей, но, пожалуй, первая, вдохновившая другие концерны на разработку собственных электрокаров. За последние несколько лет подобные машины придумали и представили крупнейшие игроки – Audi, Mercedes, BMW, Jaguar и Porsche. Не получится ли так, что Tesla ценой гигантских инвестиций просто проторила дорогу более консервативным конкурентам?

Первым по-настоящему массовым современным автомобилем на электричестве, который выпускался крупным производителем, стал EV1 (Electrical Vehicle 1) от General Motors. Концерн начал производить электрокары после того, как в Калифорнии приняли закон о нулевых выбросах – в соответствии с ним каждая автокомпания должна была продавать не менее 2% (позднее – не менее 10%) машин с нулевым выбросом.

С 1996 по 1999 годы GM выпустил всего 1117 EV1. Электромобиль распространялся только в Калифорнии и Аризоне, причем он не продавался, а сдавался владельцам в аренду с фиксированной ежемесячной оплатой без права выкупа. В GM оценивали затраты на производство EV1 не менее чем в $80 тысяч. В 2003 году власти Калифорнии смягчили требования закона о выбросах, и затратное для GM производство EV1 было свернуто. Все выпущенные электромобили были забраны у владельцев и утилизированы, несколько экземпляров остались в музеях и исследовательском центре GM.

Новую волну интереса к электромобилям вызвала Tesla Motors, основанная в 2003 году при поддержке Илона Маска. Спустя три года компания представила свой первый автомобиль, спортивный Tesla Roadster, а в 2008 году начала его серийное производство. Затем Tesla стала выпускать хетчбек Model S, кроссовер Model X, седан Model 3, а также разработала электрогрузовик Tesla Semi.

Вслед за Tesla разработкой собственных электроавтомобилей занялись множество компаний. Среди них не только многочисленные китайские бренды, известные и не очень, но и влиятельные международные концерны. Среди последних конкурентов Tesla, представленных в сентябре 2018 года, – кроссоверы Audi e-tron и Mercedes EQC. Концерн Daimler, владеющий Mercedes, и когда-то сам инвестировавший в Tesla, намерен вложить $12 млрд в развитие собственного подразделения по выпуску электроавтомобилей и к 2022 году предложить потребителям десять моделей таких машин. Группа Volkswagen, куда входит Audi, запустила кампанию «электромобиль для всех» и хочет к 2020 году реализовать 150 тысяч таких машин.

Свои электромобили c 2019 года планирует запустить Porsche – у компании есть спортивный Taycan. Не исключено, что еще до этой модели в продажу поступит кроссовер компании Mission E Cross Turismo. В середине 2019 года ожидается выход на рынок и электроседана Volvo Polestar 1. Электрический кроссовер Jaguar I-Pace производится с марта 2018 года, кроме того, компания подтвердила, что в будущем выпустит электроверсию «самого красивого в мире автомобиля» E-type.