
Один из заявленных конкурентов Telsa – Audi e-tron. Фото: Audi
Tesla Илона Маска – не первая компания, запустившая серийное производство электрических автомобилей, но, пожалуй, первая, вдохновившая другие концерны на разработку собственных электрокаров. За последние несколько лет подобные машины придумали и представили крупнейшие игроки – Audi, Mercedes, BMW, Jaguar и Porsche. Не получится ли так, что Tesla ценой гигантских инвестиций просто проторила дорогу более консервативным конкурентам?
Первым по-настоящему массовым современным автомобилем на электричестве, который выпускался крупным производителем, стал EV1 (Electrical Vehicle 1) от General Motors. Концерн начал производить электрокары после того, как в Калифорнии приняли закон о нулевых выбросах – в соответствии с ним каждая автокомпания должна была продавать не менее 2% (позднее – не менее 10%) машин с нулевым выбросом.
С 1996 по 1999 годы GM выпустил всего 1117 EV1. Электромобиль распространялся только в Калифорнии и Аризоне, причем он не продавался, а сдавался владельцам в аренду с фиксированной ежемесячной оплатой без права выкупа. В GM оценивали затраты на производство EV1 не менее чем в $80 тысяч. В 2003 году власти Калифорнии смягчили требования закона о выбросах, и затратное для GM производство EV1 было свернуто. Все выпущенные электромобили были забраны у владельцев и утилизированы, несколько экземпляров остались в музеях и исследовательском центре GM.
Новую волну интереса к электромобилям вызвала Tesla Motors, основанная в 2003 году при поддержке Илона Маска. Спустя три года компания представила свой первый автомобиль, спортивный Tesla Roadster, а в 2008 году начала его серийное производство. Затем Tesla стала выпускать хетчбек Model S, кроссовер Model X, седан Model 3, а также разработала электрогрузовик Tesla Semi.
Вслед за Tesla разработкой собственных электроавтомобилей занялись множество компаний. Среди них не только многочисленные китайские бренды, известные и не очень, но и влиятельные международные концерны. Среди последних конкурентов Tesla, представленных в сентябре 2018 года, – кроссоверы Audi e-tron и Mercedes EQC. Концерн Daimler, владеющий Mercedes, и когда-то сам инвестировавший в Tesla, намерен вложить $12 млрд в развитие собственного подразделения по выпуску электроавтомобилей и к 2022 году предложить потребителям десять моделей таких машин. Группа Volkswagen, куда входит Audi, запустила кампанию «электромобиль для всех» и хочет к 2020 году реализовать 150 тысяч таких машин.
Свои электромобили c 2019 года планирует запустить Porsche – у компании есть спортивный Taycan. Не исключено, что еще до этой модели в продажу поступит кроссовер компании Mission E Cross Turismo. В середине 2019 года ожидается выход на рынок и электроседана Volvo Polestar 1. Электрический кроссовер Jaguar I-Pace производится с марта 2018 года, кроме того, компания подтвердила, что в будущем выпустит электроверсию «самого красивого в мире автомобиля» E-type.
Куча фактических ошибок. Самые вопиющие:
- Model Y будет анонсирована не раньше начала 2019. Массовый выпуск будет не раньше 2020. Никаких надежд что она серьезно поднимет продажи нет.
- Главный источник прибыли это Model 3. Именно ее обещали выпустить в 100000 до конца 2018. Именно на производстве и продаже этой модели сфокусирована сейчас Tesla.
- Илон не просто «предсказал что скоро убыточности прийдет конец», он сделал конкретные обещания прибыли в 3 и 4 кварталах для ивесторов. Конечно это показуха и как только инвесторы успокоятся, Илон снова нажмет на акселератор роста компании.
- EV1 - «первый массовый»... «1117 автомобилей». Вы правда серьезно или издеваетесь? Гольфкаров в месяц и то больше выпускают.
Автор 1) не знает, чем отличается электромобиль от электрокара (подсказка: воспользуйтесь словарем); 2) не знает основной цели Тесла (ускорить переход человечества на электротягу и возобновляемые источники энергии - именно по этой причине Тесла открыла свои патенты). Т.е., по сути, пишет о том, в чем ничего не смыслит. И почему я до сих пор подписан на это?
"электрокар" наверно русская транскрипция от "electric car" -- что есть стандартное выражение для "электромобиля" на английском.
> именно по этой причине Тесла открыла свои патенты
Открыла патенты? Патенты только и могут быть открытыми. Иначе это уже не патенты.
Закрытые технические ноу-хау называются "торговые секреты" (trade secret) -- тоже форма интеллектуальной собственности. Но любой свободен их придумать самостоятельно (или просто разобрать ваш агрегат и посмотреть как он устроен), после чего использовать это параллельно с вами.
Патенты нужны, именно потому, что одно только использование технической идеи делает её открытой.
Насчёт мотивов Tesla, как фирмы. Ну я думаю, главный мотив в конечном счёте зарабатывать деньги. Хотя и чтобы ещё всё круто было.
Я бы ставил на Теслу. Да, у "старых" автогигантов есть преимущества - у них огромный опыт крупносерийного производства продукции (и качественной продукции!), то, чего так не хватает Маску. Но, с другой стороны - у них же многомиллиардные инвестиции в "традиционные" технологии ДВС, их надо отбивать десятилетиями производства, и они постепенно превращаются в "чемодан без ручки", и бросить жалко, и тащить неудобно. Смогут ли они с таким балластом конкурировать с Маском, или он утащит их на дно? Старт они уже профукали, к серийному выходу первых электромобилей от ауди и мерседеса - тесла S уже сменит поколение.
И ни слова про Nissan Leaf
Вот к слову да... Но они отстают на несколько лет от Теслы по дальности. Я к слову вижу рекламму у себя в Японии но народ пока не очень покупает, а вот в шоуруме Тесла очереди!
Жаль будет конечно, если Tesla так и не удастся выйти на прибыльность.
Ситуация, когда кто-то показал дорогу и потом его затоптала ринувшая по следу толпа, весьма распространённая. Во многих менеджерских книгах так и советуют: Не лезь батьке в пекло. Подожди и посмотри, что получается у первопроходцев. Если у них реально получается, то рви вслед со свежими силами и ресурсами пока не отягощен вложениями в то, что уже устаревает. (Совет правда не годится в том случае, если на рынке возможен только один игрок, как например поприще Google или Facebook).
Главная проблема Tesla в том, что с автомобилями всё-таки нужна массивная инфраструктура: поставщики, производcтвенные мощности, сети сбыта и тех-обслуживания.
У них это всё есть и в США всё в целом нормально и главное они расширяют эту сеть соразмерно производству.
кто такой Маск ?
Мужик один, который родился в Южной Африке. У него брат ещё есть. Тоже очень деловой. Он выращивает морковку.
Тесла умрет. Лично мне это очевидно было еще пару лет назад. Нельзя делать мелкосерийное авто из говна и палок по технологиям вчерашнего дня и продавать в тридорога выше рынка. Проблемы уже есть и они будут нарастать пока она не помрет в ацких муках. Последний гвоздь в крышку ее гроба будет забит когда нормальный автопром начнет делать электромобиль изначально сконструированный как электромобиль, а не переделку кузова и трансмиссии машины с ДВС под электопривод. (а это произойдет как только емкость рынка увеличится настолько, что такая разработка станет рентабельной). Тесле противоаоставить этому будет нечего, потому что у нее и нормальных сборочных мощностей то нет. И все, финита ля комедия. Хотя скорее всего она сыграет в ящик раньше.
Со времен родстера на базе лотус элиза 10 лет прошло. И, кстати, в родстере было всего 7% деталей от элизы (типа лобового стекла). Все модели начиная с S проектируются с нуля как электромобили.
В целом согласен, но по электронике Тесла опережает всех намного. Ссылку не найду, в сети были обзоры
Надо поствить вопрос по другому. А зачем она (электроника) нужна кроме контроля момента на машине с несколькими двигателями?
Вы несёте бред, всё хорошо у Тесла а будет ещё лучше.
Второй год в убыток работать, это все хорошо?
Главное не убыток, а приток средств. Если он есть, то все в порядке с компанией, вот когда не будет, вот тогда действительно будут проблемы.
Но пока заводы строятся, автомобили выпускаются.
Есть болезнь роста - слишком большой спрос, который Маск не может пока оперативно удовлетвворить, но это может быть и хорошо, если он резко разширит производство...
> "Главное не убыток, а приток средств"
Уважаемый, Алексей.
Анекдот для Вас...
Новость в лесу: открыл заяц обменник. Меняет рубль на рубль двадцать копеек. Звери в удивлении. Как так? В чем обман?
Лиса обменяла, все нормально. Не кинул косой. Деньги настоящие, вот рубль и 20 копеек. Потянулись звери. Волк, олень, даже ежик приходил.
Думают, когда же Косой разорится. А он все меняет и меняет. Дошла наконец весть до Медведя. Пришел разобраться что к чему:
- Косой, меняешь?
- Меняю!
- Рубль на рубль двадцать?
- Да!
Обменялись, деньги настоящие.. Медведь в "непонятках".
- Косой, а в чем бизнес-то?
- Ну видишь, беру рубль и меняю на рубль двадцать...
- Не держи за дурака, вижу. Косой, ты хоть рентабельность считал?
- Да нафиг мне эта рентабельность, ты посмотри зато какие обороты!!!
Конечно! Вы просто плохо понимаете экономику.
Само собой они работают в убыток они же блин фабрики строят! Это инвестиции, эти деньги не сжигаются а превращаются в площади и станки.
И вы к слову гляньте на рост доходов :) там всё ооочень интересно.
К слову объёмы производства model3 уже обходят некоторые модели у "больших компаний".
«автопром начнет делать электромобиль изначально сконструированный как электромобиль, а не переделку кузова и трансмиссии машины с ДВС под электопривод.»
С этим согласен, сейчас этим как раз занимаются. Ещё не давно, буквально 2-3 года назад автомобили начали выпускать по сути на одной платформе. Имеется в виду ДВС. Производители настолько унифицировали всё, что конкурировать с ними стало практически невозможно, ведь у каждого крупняка реализуется от нескольких миллионов авто в год, а у тойоты и фольксваген по 10 миллионов. Сейчас как только они разработают новую платформу для электромобилей, а так же напишут софт, стоимость авто упадёт и повысится спрос за счёт более низкой цены и правительственных мер. Например фольксваген собрался вложить только в софт порядка 4 миллиардов евро, ещё они внесли предоплату за аккумуляторные батареи 20 миллиардов евро.
>> как только емкость рынка увеличится настолько, что такая разработка станет рентабельной
емкость рынка не может увеличится, уже есть огромный объем рынка, но нет электромобиля по цене ДВС. Так что можно ждать еще очень долго и не дождаться, когда люди будут готовы платить в 4 раза больше, чем за ДВС.
Вы про model 3 слышали? А про совокупную стоимость владения? Вы понимаете что на model 3 очередь предзаказов 600 000 человек! Для Тесла ёмкость рынка огромная.
А что по стоимости владения у Теслы? Только реальные цифры, а не рекламные лозунги
Что толку, если они за год не выпустили и 100 тыс? Еще про фуру расскажите офигительную:-):-):-):-) это все сказки для упоротых фанбоев:-)
Ну я б не сказал. Электромобиль - это в нынешних реалиях городская жоповозка с суточным пробегом в сотню или две и ночь на зарядку. Это довольно узкая ниша для такси драйверов, каршеринга и пирожковых развозных фургонов.
Узкая ниша исключительно из-за цены. Если удасться хотя бы выровнять до цены обычного автомобиля и весь рынок теслы.
Вы отстали, уже больше 300 миль лимиты. Ну и помойму во всём мире машину и используют как "городскую жоповозку". Короче рынок сейчас куда больше возможностей по производству.
>Ну и помойму во всём мире машину и используют как "городскую жоповозку
Да щас. во всем мире машину используют как универсальное средство, сегодня в булочную, а завтра в соседнюю страну. В этом есть прикол автомобиля, что он дает полную свободу действий.
узкая ниша только из-за цены, снизьте цену ниша станет всем рынком.
Слабая статья, много воды, я бы куда больше смог написать. К примеру то что сейчас главная проблемма в том что хромает логистика и не выходит доставлять машины вовремя. И 100000 машин это про Модель 3... И главная причина отсутвия конкурентов совсем не в бренде, а в технике.