Брайан Вансинк. Фото: Mike Groll / AP / TASS

Брайан Вансинк. Фото: Mike Groll / AP / TASS

Если уменьшить размер тарелок, люди станут есть меньше? Виновато ли телевидение, что люди переедают? Вредно ли заставлять ребенка съедать все, что есть на тарелке? Станет ли он сам после этого есть слишком много?

Исследования, которые опубликовал Брайан Вансинк, популярный и влиятельный эксперт по психологии питания, утверждают, что да. Его работы – эти и множество других – получили широкую известность. Сам автор – признание и даже авторитет в правительственных структурах США.

Но не так давно он оказался в центре одного из самых громких научных скандалов последнего времени. Ученого, по его собственному выражению, с мировым именем, обвинили в подтасовках результатов. Критики нашли в его исследованиях множество ошибок и неточностей. Несколько статей были сняты с публикации.

Теперь скандал получил продолжение. Редакция авторитетного научного издания Journal of the American Medical Association (JAMA) объявила, что снимает сразу шесть статей, подготовленных при участии Вансинка – упомянутые исследования о телевидении, больших тарелках, привычках питания у детей и несколько других.

На сегодня, по данным сервиса Retraction Watch, с публикации сняты 13 научных статей Вансинка (одна из них дважды), в полтора десятка внесены исправления. Это много – большинство ученых, как отмечает Стивен Зальцберг, профессор биоинженерии Университета Джонса Хопкинса, вообще не сталкиваются с такими проблемами в своей карьере (хотя есть свидетельства, что сомнительные методы, к которым прибегал известный ученый, распространены и среди его коллег). «Это серьезная проблема, – говорит он. – Как вообще доверять автору с таким послужным списком?».

Следует отметить – журнал не опроверг выводы, но поставил под сомнение их научную основу (это не значит, что телевидение не может приводить к перееданию, но теперь для этого меньше доказательств). История напомнила, как научный процесс может расходиться с ожиданиями общества, требующего простых ответов. И что может происходить, если ученый начинает действовать в соответствии с этими ожиданиями.