Сотрудники Государственной фельдъегерской службы выносят из здания Дома правительства РФ коробки с документами и материалами проекта федерального бюджета. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Сотрудники Государственной фельдъегерской службы выносят из здания Дома правительства РФ коробки с документами и материалами проекта федерального бюджета. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

При всей своей зависимости от государства российское общество, как известно, с большим предубеждением относится к ее рядовому представителю – чиновнику. Многие видят в нем средоточие пороков власти, первый из который – тотальная корысть. Сама мысль, что это сословие может вдохновляться идеей служения обществу, кажется нам нелепой. Такого не бывает.

Конечно, бывает. «Граждане ожидают, что госслужащие будут ежедневно служить общественным интересам беспристрастно, легально, добросовестно и открыто», – читаем мы в этических кодексах ОЭСР. Американский ученый Джеймс Перри, автор известной методики Public Service Motivation («Мотивации служения»), уверен, что чиновники в массе своей настроены более альтруистично, чем персонал в частном секторе. Так проявляется их «индивидуальная предрасположенность к реагированию на стимулы, заложенные главным образом (или исключительно) в публичных институтах».

Проблема в том, что в современной России – стране слабых институтов, из которых самым жизнеспособным неизменно оказывается институт коррупции – подобному альтруизму просто неоткуда взяться. Да и само государство, похоже, не слишком верит в высокие идеалы госслужбы. Цифры плановых расходов бюджета на дополнительную денежную мотивацию чиновников, обнародованные на днях, ясно указывают на то, что после многолетних попыток повысить престиж их работы власть идет в итоге по наименее замысловатому пути покупки лояльности.