В очереди у магазина re:Store на Тверской улице в ожидании начала продаж смартфонов. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

В очереди у магазина re:Store на Тверской улице в ожидании начала продаж смартфонов. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Закутанную в сырые одеяла и пледы молодежь в центре Москвы нетрудно спутать со скоплением городских нищих. Но жалкий вид бедолаг, измученных стоянием в многодневной очереди в разгар осеннего ненастья, уже давно никого не вводит в заблуждение. Все эти люди – первые покупатели iPhone XS и iPhone XS max, официальные продажи которых в РФ стартовали сегодня.

Такое происходит ежегодно: Москва участвует в глобальном празднике гаджетоманов. Магазины re:Store осаждают перекупщики, готовые выставить приобретенные смартфоны по существенно более высокой цене, продать место в очереди (первое на сей раз было выставлено за 450 тысяч рублей) или просто выполнить чужой заказ. «Торопитесь, – призывал один из них в объявлении на Avito, – ажиотаж на новый iPhone обещает быть огромным, поэтому на стольких желающих может не хватить! Погода всю неделю будет отвратная, вы ведь не хотите сами страдать под этим дождём и ветрищем?».

Нет смысла обсуждать мотивы трамидаторов: они очевидны. Отбросим также морализаторство в духе Торстейна Веблена (хотя будь американский экономист жив, то наверняка отнес бы обладателей смартфонов калифорнийского производителя к жертвам демонстративного потребления). Интересен ответ на вопрос, не почему россияне так жаждут купить новый модный девайс, а как им это удается. Как гаджет, цена которого уже перевалила за 127 тысяч рублей (три с половиной средние российские зарплаты), продолжает оставаться причиной столь лихорадочного спроса по прошествии стольких лет экономической депрессии?