История премии, которую присудили во вторник физикам Донне Стрикленд и Жерару Муру за их метод «генерировать мощные ультракороткие лазерные импульсы», начинается с заметки в научно-популярном журнале Scientific American про военные радары.
Идет 1985 год, огромная антенная решетка Cobra Dane размером с 12-этажный дом следит с Аляски за испытаниями советских баллистических ракет, которые прилетают на камчатский полигон Кура. Прежние радары ощупывали небо радиолучом, а новые, как этот, стреляют короткими импульсами. Настолько короткими, что радиосигнал, летящий со скоростью света, успевает за время импульса пройти расстояние меньше длины ракеты или любого другого объекта в небе, который предстоит опознать. И если он отразится от разных его частей, военные у себя на мониторах увидят не один всплеск, а много. Так можно собрать больше информации о том, что к вам летит.
Заметка попадается на глаза 26-летней аспирантке Донне Стрикленд, которая в Рочестерском университете занимается лазерами под руководством профессора Жерара Муру. Она будет идти первой ссылкой в их совместной статье 1985 года, которая потом сделает обоих нобелевскими лауреатами.