Фото: Toru Hanai / Reuters

Фото: Toru Hanai / Reuters

В 2013 году основатель японской корпорации SoftBank Масаеси Сон на собрании акционеров заявил, что намерен создать крупнейшую в мире компанию, которая обгонит по рыночной стоимости, прибыли и денежным потокам таких гигантов как Apple, ExxonMobil и JPMorgan. Пусть эта цель пока не достигнута (капитализация SoftBank сейчас примерно в десять раз меньше, чем у производителя iPhone), но японский конгломерат уже стал влиятельным инвестором, создав самый большой в мире фонд прямых инвестиций в технологические проекты и вложившись, среди прочего, в Alibaba, Uber, Yahoo! и Boston Dynamics.

Родившийся в Японии этнический кореец Масаеси Сон основал SoftBank в 1981 году, после того, как закончил обучение в калифорнийском университете Беркли. Сначала компания продавала программное обеспечение и компьютерные журналы, сейчас ведет бизнес во многих областях, в том числе предоставляет услуги фиксированной и сотовой связи, занимается онлайн-торговлей, маркетингом и финансами. Текущая капитализация SoftBank составляет около $104 млрд; это третья по величине японская компания после Toyota и Mitsubishi.

Как вспоминал Сон, еще в детстве его отец постоянно говорил ему: «Ты гений, номер один в Японии и станешь большим боссом». Будучи подростком, Сон был впечатлен книгой, написанной генеральным директором McDonald's Japan; на встрече с топ-менеджером (Сон приехал лично, не добившись аудиенции после 60 звонков секретарю) тот посоветовал поклоннику заняться компьютерным бизнесом. В 1974-м в возрасте 16 лет Сон с семьей переехал в США, а спустя три года разработал план своей предпринимательской жизни на 50 лет вперед, поступил в Беркли, а также изобрел электронный переводчик, который потом купила Sharp.

С момента обучения в Беркли Сона поглощала мысль о том, как персональные компьютеры могут изменить будущее. Кроме того, спустя несколько лет после возвращения в Японию и создания SoftBank он, по его собственным словам, «потерял сон, пытаясь понять, почему же я все еще не номер один?» Однако сделанные Соном первые инвестиции (между 1987 и 2001 годом) наконец принесли известность и ему, и SoftBank. Среди активов, в которые вложилась его компания, были Yahoo Japan и на тот момент не слишком известная Alibaba. В китайский проект, впоследствии ставший всемирно известным интернет-гигантом, SoftBank инвестировал $20 млн; теперь этот пакет стоит больше $100 млрд.