Несколько лет назад все влюбились в хюгге – датское слово (hygge), обозначающее чувство уюта, комфорта и спокойствия. Когда за окном промозгло, а вы сидите в удобном кресле с интересной книгой, завернувшись в шерстяной плед – это хюгге. И когда вы пришли к близким друзьям и все вместе ощущаете расслабленность, покой и радость, занимаясь чем-то простым и общим, – это тоже оно. Но хюгге пора подвинуться: теперь мир осваивает новую скандинавскую концепцию – финское kalsarikänni.
Дословно kalsarikänni можно перевести как «напиваться в нижнем белье» или, если более развернуто: «выпивать в одиночестве дома в нижнем белье»; носители английского языка придумали для объяснения более короткое pantsdrunk (значение то же). Но, как и с хюгге, слово вмещает в себя больше, чем просто обозначение процесса. Калсарикянни – это не только времяпрепровождение, но и состояние души, в котором ты чувствуешь себя хорошо, занимаясь именно тем, чем хочешь (да, выпиваешь дома в исподнем), когда ты никому ничего не должен, когда ты – это ты, настоящий и довольный. Калсарикянни – это путь к счастью.
Эта концепция настолько укоренена в финской культуре и отражает ее, что в 2016 году стала частью внешней политики. Одно из подразделений министерства иностранных дел в рубрике «Что нужно и не нужно знать о Финляндии» на официальном сайте страны опубликовало эмодзи в виде человечков, сидящих в креслах в нижнем белье: мужчина с кружкой пива, женщина с бокалом вина. Описание по соседству объясняет: «чувство, когда собираешься напиваться дома один в нижнем белье и не намерен никуда выходить». Впрочем, даже выпивать в одиночестве нужно правильно.