Киев. Фото: Gleb Garanich / Reuters

Киев. Фото: Gleb Garanich / Reuters

100 лет – приблизительно столько, по мнению регионального директора Всемирного банка по делам Украины, Белоруссии и Молдавии Сату Кахконен, потребуется Киеву, чтобы выйти на восточноевропейский уровень благосостояния. 25-летний путь – вчетверо меньший, но все равно впечатляюще долгий – стране предстоит пройти, прежде чем она сможет достичь развития экономик ЕС, убежден глава миссии МВФ на Украине Рон ван Руден.

Стоит ли говорить, что пессимизм международных экспертов государственные медиа в России поспешили представить доказательством сокрушительного провала реформ, похоронами украинской экономики, темпы роста которой после нескольких лет падения все еще оставляют желать лучшего?

Однако не будем столь пристрастными в оценке происходящего.

Тяжело спорить с тем, что на фоне военного конфликта с Россией украинская экономика во многих отношениях остается глубоко проблемной. Это так же несомненно, как тяжесть испытаний, выпавших на долю страны за последние четыре года. И все же политика реформ, конечной (хотя, возможно, и вправду далекой) целью которой является создание на Украине устойчивой рыночной демократии европейского образца и интеграция с ЕС, имеет обнадеживающий вектор.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) по праву можно считать уникальным индикатором доверия к стране, поскольку те ориентированы на перспективу и прагматичную оценку потенциала ее экономического роста – и хотя бы уже поэтому такие капвложения не могут считаться продуктом политической конъюнктуры (по контрасту с мотивами международных финансовых институтов). К тому же речь не просто о деньгах, а о стоящих за ними проектах, открывающих для развивающейся экономики доступ к современным бизнес-практикам и новым технологиям. Как в этом смысле обстоят дела у Украины? Не так уж и плохо, учитывая обстоятельства.