Беспилотный автомобиль Google. Фото: Elijah Nouvelage / Reuters

Беспилотный автомобиль Google. Фото: Elijah Nouvelage / Reuters

Проблема вагонетки — один из самых известных мысленных экспериментов в этике. Классический вариант выглядит так. По рельсам несется тяжелая неуправляемая вагонетка, на ее пути лежат пятеро связанных людей. Их можно спасти, если направить вагонетку по другой ветке. Но там лежит еще один человек — и он тоже связан. Допустим, участник эксперимента оказался возле стрелки и ему предлагают две возможности — ничего не делать (тогда погибнут пятеро) или сдвинуть рычаг (тогда погибнет один). Как поступить? Какое решение может быть морально оправданным? Есть ли такое решение вообще?

Дилемму сформулировала еще в 1960-е годы Филиппа Фут, британская исследовательница философии и этики. И с тех пор об этом ведутся ожесточенные споры. Появилось множество вариантов (один из них предлагает столкнуть на рельсы случайного прохожего, чтобы остановить вагонетку) и дополнительных условий. Что, если связанный человек на запасном пути — ваш знакомый? Что, если это преступник? Имеет ли значение его возраст?

Теме посвятили десятки, если не сотни исследований. Выбор пытались связать с демографическими характеристиками (в некоторых экспериментах мужчины чаще выбирали вариант с переводом стрелки, чем женщины). Его пытались оправдать разными этическими теориями. Некоторые заявили, что моральная головоломка вообще не имеет смысла — что сценарий оторван от реальности и только отвлекает от реальных проблем.

Дилемма сложна, потому что оперирует человеческими жизнями. Можно ли сравнивать их ценность? Можно ли оправдать убийство невиновного? Кто может принять такое решение?