Юрий Кузнецов. Фото: Inliberty

Юрий Кузнецов. Фото: Inliberty

Проблема ответственности горожанина за состояние своего двора или части улицы упирается в проблему собственности. Почему наша собственность на квартиры – не настоящая? Чем мы владеем, а чем нет? Чем можем управлять и как для этого договариваться? В рамках конференции «Дворулица» об этом рассказал экономист Юрий Кузнецов. Republic публикует сокращенную запись лекции.

– Я не занимался специально городскими проблемами, но я в той или иной степени занимался проблемами собственности. Поэтому я довольно много расскажу о том, как экономисты понимают собственность, и какого типа экономические проблемы, связанные с собственностью, возникают в городских ситуациях, начиная с многоквартирного дома.

Что такое собственность?

Собственность, вообще, это некий институт или правило, часть общественного устройства. Собственность существует как решение одной важной проблемы, которая выражается в старой пословице: «всего на всех не хватит, потому что всех много, а всего мало». Собственность – это просто один из способов решить проблему ограниченности нашего мира по сравнению с нашими желаниями. Например, если один архитектор спроектировал облик микрорайона, то это значит, что его коллега этого уже сделать не сможет – с этим микрорайоном. Ему придется где-то в другом месте проектировать. Вот это – пример ограниченности нашего мира, ограниченности ресурсов.

Чтобы решить этот вопрос и не доводить дело до постоянной войны всех против всех, надо как-то разграничить – кто чем может распоряжаться на легитимных основаниях. Для этого придумана собственность.

Но собственность – это такая достаточно большая абстракция. Вот я могу сказать: «Я собственник квартиры». А что это значит? То же самое, что я собственник автомобиля, или что я собственник бутерброда? Понятно, что в реальности это все очень разные вещи, и в нашем отношении к этим вещам есть много общего, но есть много и разного.

Более того, эта собственность может странным образом расщепляться. Например, в западном Техасе много месторождений нефти и все время обнаруживают новые. Но наверху, на земле живут люди. У них есть участки земли. И там есть такая устоявшаяся практика, что можно продать участок земли, но по договору купли-продажи старый собственник оставляет за собой право получать, например, половину дохода от нефтяной скважины, если на бывшем его участке когда-нибудь потом она будет пробурена и там найдут нефть.